В своей публикации «В ожидании момента истины» я писал о ситуации и настроениях в армянской общине Грузии накануне парламентских выборов. Тогда весь многонациональный народ страны, а вместе с ним и наша община, замерли в тревожном ожидании 1-го октября, который должен был дать ответ на главный вопрос – как жить дальше? В ситуации всеобщего страха, подозрительности и наушничества, скрытой за фасадами парадных проспектов, или же проснуться наутро в обновленной стране, свободной от воли садистов и маньяков. У моего любимого американского писателя Эдгара По есть рассказ «Система доктора Смоля и профессора Перро», в котором он описывает приключение журналиста, неожиданно получившего согласие руководства известной своими успехами в излечении пациентов закрытой психиатрической клиники на ее посещение и интервью. Журналист был поражен царившими там дисциплиной и порядком и предельно вежливым отношением руководства и персонала к нему.
Все ему нравилось. И тем не менее, на протяжении нескольких дней включенного наблюдения за ситуацией его не покидало предчувствие чего-то неладного. Сомнения подтвердились, когда наш герой обнаружил в глубоком подвале запертый там весь персонал клиники и освободил его. Оказалось, что «дурики» за несколько дней до этого устроили маленькую «оранжевую революцию» местного масштаба, повязали персонал во главе с главным врачом и заперли их в подвальном помещении. Затем распределили между собой роли, облачились в белые халаты и, весьма талантливо имитировали рабочий процесс.
Примерно такие же чувства испытывали и мы – граждане Грузии, когда на протяжении всех годов пребывания у власти «националов» с тревогой наблюдали явное прогрессирование неадекватного поведения «отцов розовой революции». У большей части населения были все основания сомневаться в психическом здоровье некоторых из них. Жуткие кадры скрытых съемок издевательств над заключенными лишь подтвердили эти подозрения. Отвращение общества к власти вызывали и факты самого бессовестного разбазаривания средств из весьма скудного бюджета страны, когда высшие чиновники без зазрения совести сами себе назначали запредельные зарплаты и ежемесячно выписывали равнозначные премии, а их семьи и любовницы шиковали за наш же счет на самых фешенебельных курортах мира. Именно все это и привело к фактическому краху авторитарного режима, когда большая часть избирателей проголосовала за надежду на перемены, проголосовала за Грузинскую мечту. Разрыв в количестве голосов между «националами» и «мечтателями» в 15% мог быть еще больше, если бы районы компактного проживания армянского населения были бы лучше информированы о программе грузинских «мечтателей» и были бы свободны от традиционного давления местных «князьков» и чиновников.
Мне самому довелось быть в составе мобильной группы наблюдателей за ходом выборов в Тетрицкаройском районе и получить возможность воочию убедиться во все еще работающей системе их фальсификации. Объектами нашего контроля были два старинных селения со 100% армянским населением – Дагет и Шамшулд. Расположенные в часе езды от столицы в окружении потрясающей своей красотой природы, они сегодня не живут, а выживают в условиях, сравнимых разве что с позапрошлым веком. Ведущая из Тбилиси великолепная автострада до районного центра обрывается сразу же за городским поворотом на деревенский проселок. Дальше - 5 километров крутого спуска в ущелье по руслу бушевавшего по весне ручья, без каких-либо признаков когда-то проходившей здесь дороги. Только с апокалипсисом можно сравнить центр Дагета – Канцелярскую площадь, где и сегодня у единственного на всю деревню родника собираются немногие оставшиеся жители: остовы бывших зданий правления, клуба, магазина, радиоузла, школы... Две трети добротных каменных одно и двухэтажных домов в окружении ореховых рощ заброшены. Без газа, медицинского и социального обслуживания, продуктового снабжения, поливной воды деревни тихо умирают, и, тем не менее…, дружно голосуют за выходца из их района – высокого тбилисского чиновника и крупного грузинского олигарха, которому достаточно было движения одного только указательного пальца, чтобы решить насущные проблемы земляков. Да что там олигарх... За все годы постсоветского лихолетья в этих местах не видели ни одного из тройки т.н. «лидеров» армянской общины, которые с подачи благодарных им грузинских властей всех розливов составили график протирания штанов в парламенте без права голоса. И протирали по-очереди, попеременно пересаживаясь с депутатской скамьи в кресла замминистров, помощников президента, главредов и главрежев. Забавно, что последний из них – сам уроженец села Дагет, в котором о нем разве что вспоминают: отец был колхозным пастухом, сам неплохо играл в футбол и звали его почему-то Максимкой. Все.
Сегодня эти максимки, ваники и гены из шкуры лезут, чтобы доказать своим хозяевам – националам свою преданность, что они еще способны повлиять на общину, выбить из нее голоса. Нашептали, что не только госструктуры, но и сама грузинская епархия ААЦ будет за «нациков». Накануне выборов, в славный юбилей государственной независимости Армении организовали встречу со всесильным патроном – премьер-министром, где поклялись положить к его ногам в день выборов все те же привычные 80% голосов общины. Самое грустное, что получилось. Пусть не 80%, а 60%, но в пользу тех, кто за восемь лет правления умудрился закрыть все армянские школы Тбилиси, за исключением одной. Кто выдавил армян из всех госструктур, вплоть до водителей и сторожей. Кто панически открещивался от истины пусть даже отдаленного родства с нами, и ценой изгнания из страны великого режиссера-оппозиционера.
Смешно то, что сами максимки давно объявлены персонами нон-грата в тех самых армянонаселенных районах, где их именами ругаются и пугают детей. Так в чем же дело? Почему армяне в регионах, в отличие от тбилисских армян, дружно участвовавших во всенародном шествии 29 сентября под флагами Мечты, покорно голосовали за обидчиков, за тех, кто денно и нощно поливал с телеэкранов грязью Россию, где живут их дети и родственники, которые и кормят большую часть Грузии, пересылая ежегодно более миллиарда «грязных российских» долларов. Ответ один – напугали, убедили в том, что эта власть – навеки; пригрозили, мол хуже будет... Хитрее на этот раз оказались наши азербайджанцы, которые дипломатично разделили в своих районах голоса по-братски, чтобы никто не обижался. Сегодня, оставшиеся не у дел гены и ваники с максимками приступили к отработке нового заказа – нашептывать о том, что победа мечтателей – туфтовая, дескать, они, мечтатели, – калифы на час, что через шесть месяцев президент всех их разгонит и назначит новые выборы, которые на этот раз уж точно «будут за нами!». Главное, мол, сохранить агентуру и действовать тихой сапой. Стоп! На этот раз это всерьез. Это тот случай, когда необходимо «дуть и на молоко и на воду». А значит, что МОМЕНТ ИСТИНЫ для армянской общины Грузии откладывается. Откладывается до тех, хочется думать, недалеких пор, когда новая власть поймет, что если мы – единый народ, то и все проблемы должны решаться всем народом, без деления его на своих и тех, кого можно обмануть, запугать, подчинить чьей-то воле, тем самым сделав изгоями в своей стране. И пока этого не произойдет, то и на следующих выборах в забытом Богом и властью, униженном и заброшенном армянском Дагете или Шамшулде на площади у родника, в раздолбанной иномарке по-прежнему будет сидеть и решать судьбу выборов местный «авторитет», выдвигающий навстречу каждому из идущих на выборы сельчан широко раскрытую волосатую пятерню – голосуй за №5.
P.S. В день вошествия на престол Михаила Саакашвили в своей публикации в «Ноевом ковчеге» под заголовком «Утро Президента» я приветствовал его, но предупреждал: если события не будут развиваться в обозначенном революцией направлении и не будут соотноситься с чаяниями народа,то они обречены стать очередной мистификацией. К сожалению, опасения подтвердились. Ванга может отдыхать.
Михаил Татевосов, президент Союза армян Тбилиси