Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала ИАЦ VERELQ договорённости Армении и США в сфере атомной энергетики, достигнутые в ходе визита в Ереван вице-президента США Джей Ди Вэнса в Армению и Азербайджан. Достигнутые договорённости, в частности в сфере атомной энергетики.
«Вы знаете, каких-либо деталей, в том числе по анонсированному проекту строительства в Армении американских, как было заявлено, малых модульных реакторов на 9 миллиардов долларов, представлено не было. Вы знаете, мне стала эта тема, честно говоря, интересна. Я подумала: что же это за малые реакторы и где они вообще существуют, какова история этого вопроса? Ряд армянских информационных ресурсов поспешили преподнести эту новость как небывалые инвестиции Вашингтона в республиканскую экономику. Я просто хочу сказать: не знаю, как это, так сказать, я видела в переводе на русский язык, не знаю, как по-армянски звучит, но главное, чтобы “небывалые” не было использовано в том смысле, что никогда таких не было в жизни и не будет. Потому что на деле оказалось, что платить предлагается не американцам за всё это, а Еревану. При этом, как заявлялось, средства будут идти через ещё не созданный фонд TRIPP, который вроде бы задумывается под другие инфраструктурные проекты. То есть как-то всё очень мутно.
Но, вы знаете, давайте на этой теме ещё остановимся подробнее. По поводу энергетических дел и энергетических вопросов тоже очень интересно. Вы, наверное, видели материалы на тему строительства АЭС, которые регулярно обсуждались и с Ереваном на различных уровнях, и «Росатом» регулярно эту тему комментирует, и комментарии заместителя министра иностранных дел России господина Галузина относительно параметров возможного участия Москвы в проекте TRIPP. Я хочу сказать, что, конечно, Армения, безусловно, вольна работать с теми партнёрами, с которыми сочтёт нужным. Однако выбор в пользу американских технологий действительно вызывает вопросы. Предполагаемых или предлагаемых Вашингтоном АЭС малой мощности. Вот здесь барабанная дробь — нет. Не то что на территории Соединённых Штатов — их вообще в принципе нет. Они существуют только на бумаге. Если это не так — поправьте меня, но я пыталась понять, где на эти, так сказать, чудеса энергетики можно посмотреть, и не нашла.Специалисты отмечают, что конечная стоимость, в частности, такой станции для клиентов может оказаться значительно выше расчётной, которая фигурирует в рекламных буклетах. Шокирует известный факт: проект возведения малой модульной электростанции в США был заморожен в 2024 году после того, как затраты на него подскочили с изначальных 5 до 10 миллиардов долларов. Есть отдельные оценки того, что Армения фактически за свои же деньги будет использоваться в качестве полигона для испытания необкатанных американских технологий. У экспертов сразу возник в этой связи ещё один вопрос: а что, например, будет с отходами? Они будут захоронены где? На территории Армении, на Армянском нагорье?
Теперь вернёмся к нашей стране и энергетическому сотрудничеству с Арменией. Мы выступаем надёжным партнёром Еревана в атомной отрасли на протяжении десятилетий. Я напомню факты: в 1995 году российская сторона помогла с восстановлением и перезапуском армянской атомной электростанции. Все эти годы наша страна оказывала содействие в её эксплуатации, сервисном обслуживании, поставке топлива. С нашей помощью реализован проект продления срока эксплуатации до 2026 года, благодаря чему армянская АЭС работает сегодня. На данный момент вместе мы трудимся и над очередным проектом — пролонгацией жизни станции уже до 2036 года.
Хотела бы также отметить, что Россия — единственное государство, которое уже эксплуатирует АЭС малой мощности. Неоднократно предлагали партнёрам апробированные российские решения во всех диапазонах мощности станции: малой, средней, большой. Демонстрировали варианты, при которых атомная энергетика сохраняла бы значимую роль в энергобалансе республики, соответственно, внося вклад в энергетический суверенитет. Конкурентные преимущества отечественных технологий презентовались армянской стороне неоднократно. В последний раз это было сделано, например, 6 февраля во время встречи генерального директора госкорпорации «Росатом» с председателем Национального Собрания Армении Аленом Симоняном в рамках его официального визита в Россию. Многократно обсуждали этот сюжет в ходе заседаний двусторонней межпарламентской комиссии по экономическому сотрудничеству. С учётом характера двусторонних отношений между нашими странами были бы готовы проработать и льготные финансовые модели. Об этом также неоднократно говорили армянской стороне. Поэтому все эти предложения остаются на столе. Но если вы найдёте где-то реализованный проект упомянутой американской модели — будьте добры, покажите»,-заявила Захарова на брифинге в четверг.
На замечание корреспондента ИАЦ VERELQ, чем на чём основан подобный подход российской стороны и её упорство в этих вопросах, хотя армянские власти в вопросе строительства новой АЭС отдают предпочтение американским модульным АЭС, Захарова ответила: «Я только что это прокомментировала и сказала, что у нас уже существует длительное взаимодействие на этом направлении. И сказала о том, что оно является обоюдовыгодным. Более того, оно укрепляет энергетическую безопасность наших двух стран и региона в целом. Вопрос в том, что, извините, этими темами не шутят. Это не те вопросы, которые можно сегодня озвучить, завтра начать собирать под них деньги, послезавтра заложить какой-то фундамент, а потом просто бросить, как это сделали в Америке в 2024 году. Это вопросы энергетической безопасности.
Понимаете, если бы климатическая ситуация была такова, что можно было бы не отапливаться или находились бы другие источники получения энергии, наверное, можно было бы к этому отнестись без должного внимания и ответственности. Но когда мы знаем, что такое помощь, в том числе гуманитарная помощь народу Армении, что такое поставки тёплой одежды, в которой нуждаются люди, что такое помощь семьям, которые не могут получить не то что комфортные, а просто необходимые условия, — мы всё это проходили. Хочется уже на дальних подступах начинать интересоваться подобными вещами. Речь идёт о нашем общем регионе, об энергетической безопасности, у которой нельзя просто провести черту и сказать, что это точно никогда не будет затрагивать интересы всего региона. И самое главное — мы являемся надёжными партнёрами Еревана в этом вопросе на протяжении многих лет. Вот все аргументы я привела».
ИАЦ «VERELQ»