Нет ничего более далекого от действительности, чем деятельность международных организаций во всем их разнообразии, живущих по своим, далеким от реальной жизни законам. Их мир мало похож на окружающие реалии, что приводит к низкой эффективности инициатив, они действуют в виртуальном политическом пространстве, пытаясь подогнать действительность под свои догмы и демонстрируя беспрецедентную способность наступать на одни и те же грабли.
Способность западного сообщества рассказывать сказки про демократию и права человека и не видеть очевидного достигли таких ослепительных высот, что мы уже, восхищаясь успехами этой офтальмологии, совершенно не удивляемся тому, как они в упор не замечают ни целенаправленного установления в Армении диктаторского режима, ни объявленной Пашиняном войны против Армянской Апостольской Церкви, ни наличия в стране десятков политзаключенных, ни репрессий по отношению к оппозиционерам, ни властного беспредела, ни попыток окончательного уничтожения свободы слова и независимой судебной системы… Ничего этого европейцы не видят – тишь да гладь, да Божья благодать.
ПОЛИТИКИ, ТАК НАЗЫВАЕМОГО, ЦИВИЛИЗОВАННОГО МИРА ПОЛАГАЮТ, ЧТО ЕСЛИ ОНИ СТАНУТ НАЗЫВАТЬ ДИКТАТУРУ В АРМЕНИИ ДЕМОКРАТИЕЙ, диктатурой она быть почему-то перестанет. Такая остроумная политика: головой в песок и испытывать удовлетворение от того, что не видишь ничего, что на самом деле творится. Но на клетках со страусами не зря пишут: «Просьба птиц не пугать. Пол в клетке бетонный». Да и возможность не замечать того, чего не хочется, все же ограничена. Бывают вещи, которые не заметить затруднительно.
Что есть, то есть. Если зверь мяукает, как кошка, ведет себя, как кошка, и выглядит, как кошка, то он кошка. Пословица старая, как мир. Так вот, если установленные Пашиняном в Армении порядки выглядят как диктатура и приводят к тем результатам, к которым должна приводить диктатура, то это диктатура. И ничто иное.
Мудрецы советуют находить удовольствие в любом занятии, которым приходится заниматься. Вот и я, сограждане, попробовал найти удовольствие в чтении интервью посла ЕС в Армении Василиса Марагоса. Удовольствие это, хочу заметить, оказалось ниже среднего. Ибо если бы он специально задался целью поставить себя в идиотское положение, ему трудно было бы выбрать иное, более соответствующее этой задаче поведение.
На вопрос журналиста «В Армении сегодня более 60 политзаключенных. Какова позиция ЕС по этому вопросу? Почему ЕС хранит молчание?» Марагос ответил: «Мы ожидаем, что власти будут соблюдать все нормы, предусмотренные законодательством и Конституцией. Мы не считаем, что необходимо политизировать отдельные дела. Их следует рассматривать в контексте политических и институциональных дискуссий, происходящих внутри страны. Таким образом, Европейский Союз не молчит, но и не может начать комментировать».
Как понять выражение «Европейский Союз не молчит, но и не комментирует»? Что это за словесная эквилибристика? Сказать подобное можно только находясь в невменяемом состоянии.
Это самая худшая ошибка, которую можно сделать в подобной ситуации. Ну да, все довольно сложно. И параллельные линии, говорят, пересекаются в бесконечности, и сама Вселенная куда-то расширяется при этом все время. Но все это, однако не основание для того, чтобы перестать отличать круглое от квадратного.
Что значит «мы не считаем, что необходимо политизировать отдельные дела»? То есть незаконные аресты Самвела Карапетяна, архиепископов, журналиста и блогера Нарека Самсоняна, который в рамках борьбы против своего незаконного содержания под стражей более 10 дней назад объявил бессрочную голодовку, и десятков других людей не имеют никакого отношения к политике? А к чему тогда все это имеет отношение?
ДА, СОГРАЖДАНЕ, ЭТОТ ВАСИЛИС МАРАГОС КАК БЫЛ, ТАК И ОСТАЛСЯ ИСТОЧНИКОМ ПОЛНОГО НЕДОУМЕНИЯ. Ведь это он, если не ошибаюсь, в июле 2024 года заявил: «Армения добилась больших успехов в сфере защиты прав человека». Согласитесь, сказать что-то более безумное в принципе невозможно.
Ну а сегодня посол ЕС гордо заявляет: «Мы очень внимательно следим за происходящим». Вынуждены констатировать, что очень внимательные не замечают главного. А главное заключается в том, что сегодня мы от Сомали отличаемся только среднегодовой температурой.
Принять то, что происходит в Армении при Пашиняне за демократию можно только при большой глупости. Которой, откровенно говоря, представители всех этих международных политических структур не лишены. Их нулевая реакция на творимый режимом Пашиняна беспредел неприемлема и еще больше развязывает руки властям. Мыслей в этих головах мало. А во многих их вовсе нет. Поскольку только полный, окончательный, необратимый и неизлечимый дебил может утверждать, что в Армении сегодня существует демократия.
Другое дело, что либеральный Запад чрезвычайно падок и всегда был падок на красивые слова о демократии, правах человека, равенстве и братстве. Они поют и будут петь осанну диктаторам. Лишь бы те называли свои страны-концлагеря демократиями.
Камбоджийский диктатор Пол Пот, перебивший в 1975-1979 годах около трех миллионов населения своей страны, как раз так и сделал. Как, отметим, в свое время сделал Сталин, которого обожала тогдашняя либеральная Европы. Да и у Гитлера в Европе была масса более чем приличных поклонников. Это после победы над Германией фашизм в Европе стал словом неприличным. А до войны…
То есть отсутствие критики со стороны международных политических структур в адрес Пашиняна не девиация и не исключение из правила, а само правило. В реальной жизни Запад, любящий напоказ клясться в своей вечной верности идеалам демократии, любит тиранов. Носит их на руках. Сдувает с них пыль. Помогает удерживать власть.
Никто в, так называемом, цивилизованном мире не будет обращать внимания ни на какие репрессии и пальцем не шевельнет, чтобы остановить диктаторский беспредел, если это ему лично по какой-то причине неинтересно. Вне зависимости от уровня жестокости. Поэтому ни одна международная структура Пашиняна не критикует. Последний послушно выполняет все указания Запада, что автоматически предоставляет ему в кулуарах Вашингтона и Брюсселя не то чтобы индульгенцию на все времена, но вполне действенную охранную грамоту.
И НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА ПРОСИТЬ ЗАПАД ПЕРЕСМОТРЕТЬ СВОЮ ПОЛИТИКУ. У Бога, как справедливо заметил в свое время замечательный писатель Сергей Довлатов, добавки не просят. Как и не имеет смысла призывать диктатора не завинчивать больше гайки, ибо давно уже эти пашиняновские винты находятся в прямом противоречии с конституционными чертежами. Но этот режим только на гайках и держится. И едва они ослабнут – отпадет вождь в два счета от своей вертикали, а этого ему допускать никак нельзя – слишком «эффективно» правил. Еще Нерон говорил: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись».
Так что правовой беспредел и репрессии под завывания Пашиняна и его окружения о том, кого и как они завтра придушат, и размножение теорий заговоров сверх всякой меры будут продолжаться. Те, кого нужно сажать в первую очередь, о чем говорят не отдельные правдоискатели, а вся страна, продолжат входить в круг неприкасаемых. А бросать за решетку будут именно правдоискателей. Ну и еще директора сельского клуба, которого за совершенное двадцать лет назад какое-то мелкое нарушение приговорят, как за убийство с отягчающими.
В лучшем случае несогласных с политикой Пашиняна будут из страны изгонять. И такое в истории случалось. Известно, например, что образцовая афинская демократия изгнала из Афин Фемистокла со словами: «Ты лучше нас, а нам не нужно лучших».
А что случится дальше, наши сограждане могут узнать, если не поленятся заглянуть в одну из пьес Евгений Шварца. У ее героя – короля Каина XVIII – был любопытный план: «Как только люди оцепенеют, их можно брать голыми руками. За горло. И держать, пока они не поймут, что находятся в надежных руках. А когда поймут, мы внедрим в них наш каинский образ жизни. Все люди станут богатыми… кроме бедных! Земля превратится в рай, а для тех, кто против нас, – в ад».
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"