Министр обороны Сурен Папикян в ходе сегодняшней пресс-конференции внес некоторую ясность в ситуацию вокруг Черного озера (Сев Лич). Он опроверг слухи о том, что армянские солдаты, несущие службу на позициях в этом районе, находятся под контролем азербайджанцев и подвергаются проверкам с их стороны. Однако он подтвердил, что по пути к месту службы наши солдаты проезжают мимо азербайджанского контрольно-пропускного пункта.
«Они проходят рядом, возможно, даже здороваются и беседуют. На данном этапе нет абсолютно никаких проблем. На протяжении месяцев никаких инцидентов не возникало», — заявил Папикян. Он также напомнил, что вопрос освобождения прилегающих к Черному озеру территорий находится в компетенции комиссий по делимитации и демаркации границ.
«Проблема в следующем: либо мы должны оставить эту позицию, либо проходить мимо азербайджанского поста. Если мы оставим позицию, вы же и обвините меня в сдаче части родины. Об этом говорят люди, которые несли ответственность в 2021 году и после него. Вы активно освещаете их мнение — так задайте им вопрос: уважаемы бывшие чиновники, как этот пост оказался в такой позиции? Раньше на этом участке возникала напряженность, но уже многие месяцы проблем нет», — сказал Сурен Папикян.
Известно, что в районе Черного озера демаркация еще не проведена, и неясно, как долго продлится эта неопределенность. Военный эксперт Айк Нагапетян считает ситуацию абсурдной. Из слов министра обороны следует, что он не считает себя виновным в сложившейся ситуации. На вопрос, как он это прокомментирует, эксперт ответил: «Да, верно, постовые РА и Азербайджана охраняют там совместно границу Буркина-Фасо или Мозамбика». Но можно ли назвать это «совместной охраной», если наши едут на позиции мимо них? «Ну, значит, азербайджанцы охраняют и свою границу, и одновременно мирную службу армянских солдат. Обратитесь в психиатрическую больницу Авана, там наверняка найдутся свободные палаты для руководителей Минобороны и офицеров. Что еще сказать? Это абсурд, и мы об этом знали. Просто они уже не могут это скрывать. Какую боевую задачу выполняет военнослужащий, который отправляется туда на боевое дежурство? Он идет охранять границу Республики Армения от азербайджанцев. Если азербайджанцы предпримут или запланируют наступательные действия, и если старший боевого опорного пункта оценит ситуацию как угрожающую, он должен отдать приказ перейти от охраны к обороне, то есть применить оружие. Мне интересно, от кого они обороняются? Если азербайджанцы сделают шаг, от кого наши будут защищаться? Как страной управляют в режиме "бардака", так же и границей. То есть, проще говоря, эти люди добровольно идут в окружение. Ведь они проезжают мимо азербайджанцев, другой дороги нет — они едут и оказываются в кольце. Если бы был другой путь, позволяющий не встречаться с ними, они бы не попадали в окружение. Получается, люди едут защищать границу в зоне огневой досягаемости азербайджанцев, но от кого они защищают и с кем воюют? Это абсурд»
На вопрос, сколько может продлиться эта неопределенность у Черного озера, Айк Нагапетян ответил: «Столько, сколько Пашинян будет у руля». По нашим сведениям, демаркация в районе Черного озера еще не проводилась. Останется ли там азербайджанский КПП? Анонимный источник во власти комментирует: «Возможно, после демаркации они уйдут оттуда. Неопределенная и запутанная ситуация не только на этом участке. После демаркации все они должны прийти на государственную границу. Это не значит, что у нас нет таких участков. Есть места, где мы стоим на их территории. На нахичеванском направлении, например, и мы, и они должны будем выйти из таких зон».
Сюзан Симонян, hraparak.am