Закат Европы
Европа, даровавшая миру систему ценностей, войны и многовековые политические баталии, близится к своему концу. Полвека бытового благосостояния удивительным образом сумело уничтожить прежнюю энергичность, и былой викинг переродился до такой степени, что начал официально жениться не на женщине, а на мужчине. И во имя своего нынешнего беспечного и сытого покоя европеец готов отказаться от всех тех достижений и системы ценностей, ради которых веками проливал свою кровь.
Стремление достичь абсолютного материального благополучия привело к поощрению притока дешевой рабочей силы на континент из мусульманских стран третьей и четвертой категорий. Сегодня этот пришлый элемент, размножившись, превратился в некоторых европейских странах в серьезную демографическую опасность. Кульминацией падения системы ценностей Старого Cвета стало принятие Европейским судом невероятного решения по Италии, согласно которому в школах этой страны запрещается размещение христианской символики - распятия. И сделано это было под давлением исповедующих ислам европейских общин. Европа, несколько веков реками проливавшая кровь ради освобождения Гроба Господня, с покорностью молодой невесты снимает этот символ Христа. И знаете, как мотивируют это свое поведение потомки отважных крестоносцев? Не нужно излишнего напряжения, говорят они, давайте удовлетворим требования мусульман, чтобы сохранить наше благополучие и покой.
Ну а какое завершение может иметь такая уступчивость, нам хорошо известно.
В поисках рая
То, что созданная нами политическая система абсолютно непригодна для управления страной, более чем очевидно. В сознании среднего армянина государственно-властная система постепенно прекращает свое существование. Угасла и надежда улучшить ее политическим путем. Но поскольку человек является все-таки существом социальным и не может существовать без контактов с себе подобными, то пытается найти решения.
Недавно я узнал от одного молодого человека, что путем подбора из одноклассников и однокурсников была организована не столь уж и малая группа людей с общим мировосприятием. Созданы фонд взаимопомощи, отдел содействия бизнесу, организуются культурные мероприятия. Эти люди стремятся ограничить свои контакты общением в рамках своей группы.
Отвергнув фактически существующее государство, а также общественную среду, люди создают собственное микрогосударство, свободное от «скверны».
На первый взгляд такое явление следует считать достойным осуждения и бегством от действительности. А ведь оно может стать альтернативным импульсом для изменения реальности. И такой вариант уже начинает «обкатываться» в публикациях аналитиков. Один из них недавно высказал интересную точку зрения: «Не бывает так, чтобы разом изменилось все общество. Никогда не бывало так, чтобы все общество какого-либо государства единодушно выступило в пользу упразднения монархии или установления коммунистического строя, или, скажем, наделения каких-то слоев населения гражданскими правами и т.?д. Общества всегда делились на сторонников и противников определенных изменений. Следовательно, в нашем случае под обществом следует понимать не все общество, а его определенную часть. Для изменения доставшейся нам в наследство от советской эпохи авторитарной системы необходимо будет изменение властей - конкретных лиц и политической группы (групп). А этого возможно будет достичь, если созревшая для перемен часть общества, четко осознавая свою цель, объединится и превратится в организацию (неважно, формальную или неформальную), которая не будет подчиняться неписаным законам авторитарной системы. Тем самым будет доказано, что общество, точнее, определенная его часть - независимо от того, какой процент населения она составляет,- качественно изменилась и имеет право на создание демократической системы. А создание этой системы в данном случае - лишь вопрос техники».
Представлю и еще один вычитанный в прессе подход: «Если ты хочешь показать, что признаешь данные власти не совсем легитимными, то должен создать свою собственную интеллектуальную систему, свой собственный дискурс, свои собственные ценностные ориентиры, которые явным образом дифференцируют твое и чужое. …Последние годы доказали, что когда появляются такие ориентиры, общество очень быстро мобилизуется. …Или будет сформировано новое качество, или мы окажемся перед серьезнейшими опасностями. Я скорее представляю это как интеллектуальную революцию. В качестве начала будет совершенно неважно, произойдет она в 100, 1000 или 10000 людях, главное - чтобы в рамках какой-нибудь группы возникла четко осознанная интеллектуальная инициатива. Если это станет состоявшимся фактом, то очень и очень многие проблемы, на которые мы предположительно не имеем влияния, сами собой предложат эти решения, поскольку возникнет общее сознательное поле, на которое окажется возможным спроецировать любую общественную ситуацию, диагностировать любое общественное явление и, исходя из критериев этого поля, предложить лечение болезни. …На самом же деле проблема еще и в том, что качественные решения всегда требуют больше усилий, говоря экономическим языком, требуют более долгосрочных инвестиций. То есть ты закладываешь основы или участвуешь в процессе, плоды которого могут появиться довольно поздно».
Этот альтернативный вариант изменения действительности, который удивительным образом выпал из поля зрения наших политических мужей, думается, в скором времени вытеснит классическое европейское «борьба, борьба!».
О великих и малых
Один из биографов Александра Македонского, завершая свой объемистый труд, на целую страницу рассыпается извинениями перед великим полководцем за то, что невольно умалил его. Вот как он аргументирует это. «Я, ничтожный,- пишет он,- который не способен решить даже самых пустяковых задач, не в силах осознать твое величие, понять, какие побуждения двигали тобой при решении той или иной глобальной задачи, какой душевной силой ты обладал, какие силы тебе помогали. О великом человеке должен писать равный ему». Это сделанное две тысячи лет назад признание вспомнилось мне во время телевизионного обсуждения, посвященного Тиграну Великому. И мне было ужасно обидно за невольное унижение великого.
Если человек удостаивается от истории титула «Великий», то это означает, что его могут воспринять не все простые смертные.
Если человек удостаивается от истории титула «Великий», то, значит, он пользовался поддержкой сил, управляющих Вселенной. И величие великого может воспринять лишь тот, кто имеет представление об этих силах. Тогда как участники того обсуждения никак не доказали, что имеют такое представление. Пожалуй, один лишь Ваан Арцруни поступил правильно, заявив, что обсуждение образа Тиграна Великого не по силам собравшимся.
Маяк
Обсуждение образов великих людей не по силам и классической историографии, поскольку науки вообще не признают существование иррационального. В случае Тиграна Великого, например, наша историография никогда не задавалась вопросом, почему и как в период упадка армянской ценностной системы, не имея никаких предпосылок для подъема, Тиграну, тем не менее, удалось в одиночку сделать то, что он сделал... Или - почему обеспеченный было им подъем так и не нашел продолжения?
Ответы на эти вопросы лежат в иной плоскости, совершенно непостижимой для обычных наук.
Представьте на миг, что в нашей истории вообще не было Тиграна Великого. В этом случае наша история была бы более смутной и менее обнадеживающей. Это значит, что в течение этих двух тысяч лет Тигран Великий играл роль некоего маяка, чтобы мы не заплутали в холодных объятиях истории. Чтобы не угасла наша историческая память. Чтобы мы смогли преодолеть нашу космическую зиму.
Вторая волна
И сегодня, когда эта гибельная зима отступила, этот же самый маяк подсказывает нам, что пора отряхнуть от пыли веков позабытую ценностную систему армян. Систему, которая не только обеспечивала нам тысячелетия славы, но и, проникнув в Европу, принесла Старому Cвету возрождение.
И сейчас как мы, так и Европа, которая за тысячу лет морально истрепала нашу систему, ощущаем необходимость во второй волне возрождения.
"Собеседник Армении"