В уходящие два месяца неоднократно доводилось слышать о том, что 4 сменивших друг друга руководителя Службы национальной безопасности в течение 2 лет – первичный признак полной государственной импотенции. Вчера мы заполучили четвертого министра науки, образования и культуры – за тот же «отчетный период». И это не только еще одно свидетельство государственной импотенции. При определенном ракурсе это еще раз приравнивает образование и культуру к национальной безопасности.
ИТАК, НЕПРАВЫ ОКАЗАЛИСЬ ТЕ, КТО СЧИТАЛ – несмотря на курсирующие слухи о грядущей отставке, Араика Арутюняна, одного из главных идеологов, практически «наци N2» и вообще давнего друга и соратника варчапет не сдаст ни при каких обстоятельствах. Правы оказались те, кто утверждал, что Никол Пашинян сдаст кого угодно, лишь бы пролонгировать свое варчапетское пребывание – Араик Арутюнян отправлен на свалку истории, где и будет дожидаться своего давнего друга и соратника.
Если бы у нас еще оставались силы хоть чему-то радоваться, факт этот был бы способен немного поднять настроение – ну, хотя бы в связи с тем, что больше не придется по поводу и без видеть это тупое и самодовольное выражение на тыквенной физиономии. Но потенциал к радости усилиями, в том числе и Араика Арутюняна, исчерпан полностью, а новое назначение в лице Ваграма Думаняна, еще одного адепта партии и правительства, вообще лишает эту рокировку какого-либо смысла. Ну махнули штаны на трусы, и что?
Крестовый поход на культуру и науку как на нациообразующие категории и центральный фактор самоидентификации был и, скорее всего, остался важнейшим вектором развития для «революционеров».
На самом старте этого действа, когда еще не нарисовался НОКС, но были Министерство науки и образования и Министерство культуры, возглавившие их соответственно Араик Арутюнян и Лилит Макунц сразу заявили, что будут идти по жизни рука об руку. Воздушный шарик запущенных ими пары-тройки совместных программ вызвал недовольство профессионалов, и взлетев невысоко, бесславно сдулся. Лилит Макунц же за короткий срок пребывания на посту министра успела практически перекрыть финансирование государственным учреждениям культуры под предлогом «борьбы с неравенством» и ушла покорять новые карьерные высоты. На смену ей пришла печально знаменитая Назени Гарибян, перед которой была поставлена задача оптимизировать и ликвидировать в национальной культуре все, что только возможно. Номер не прошел – арт-деятели встали перед этой программой живым заслоном, и Гарибян были вынуждены отправить туда, где нынче находится Араик Арутюнян.
ТОГДА ТЕ, КТО «ВСЕ НАЧИНАЛИ С НУЛЯ», А НА САМОМ ДЕЛЕ сводили к нулю все завоевания и достижения, решили зайти с другого края – оптимизировали не учреждения культуры, а ее министерство. Так возник огромный динозавр на хилых ножках по имени НОКС, отданный в полное владение Арутюняну. А с течением времени выяснилось, что культуру, а с ней и спорт, да и науку не просто оптимизировали, а стерли ластиком, оставив в фокусе внимания одно образование. Точнее – его реформу.
Сколько митингов по этому поводу прошло – отставки ни одного другого министра не требовали с таким остервенением! Сколько слов возмущения академической общественности прозвучало - академические институты истории, литературы, языка, все соответствующие вузовские кафедры камня на камне не оставили от «новых концепций». Но даже не министр, а лично Никол Пашинян во всеуслышание заявил: «Можете скрипеть зубами сколько влезет, хоть до конца их изотрите, мне на ваше скрипенье – тьфу, и растереть! А реформе – быть!».
Той самой реформы, уши которой растут из все того же 2016 года, из программы Евросоюза, направленной на «братание» Армении с Турцией. Той самой, которая предполагала грубую интервенцию и разрушение всего того, что есть нашей сутью, нашей самостью. И соответственно, школьная «реформа» предполагала изъятие из программ полноценной национальной истории и истории армянской церкви, полноценного изучения родного языка и литературы. Потому что авторы реформы являлись в основном выходцами из этого трехлетнего «армяно-турецкого братства», готовые и натасканные на то, чтобы легко перечеркнуть 2500 лет армянской истории – уничтожить концептуальные и политические подходы, делающие армянина армянином. Пресловутое методическое пособие по преподаванию «альтернативных вариантов», изданное в 2019 году, из которого выясняется, что тюрки вовсе не были кочевниками, что наравне с нами они выходцы из урартской культуры, что мы незаслуженно создали из турок образ врага и придумали Геноцид, что Армения - это часть Анатолии и прочее, и прочее, о чем много говорилось – стало основой основ новой школьной реформы. А единственной задачей, поставленной перед министром образования Араиком Арутюняном, было ее воплощение в жизнь.
За знание почему, а главное – для чего это делается мы заплатили слишком дорогим опытным путем…
АРАИК АРУТЮНЯН УШЕЛ – НА СВАЛКУ ИСТОРИИ. На посту его сменил Ваграм Думанян, тоже университетский преподаватель, только математик, теперь уже бывший декан факультета информатики. Наверняка, у Ваграма Думаняна много заслуг перед наукой, но наверняка назначили его на пост министра не потому, что образование в НОКС теперь задвигается на второй план, уступая место науке. Просто Думанян был один из 5, кто проголосовал «против», когда десять дней назад ученый совет ЕГУ обсуждал заявление с требованием отставки премьера и правительства. Заявление, как известно, прошло - при 48 голосах «за»…
Хватит ли у правительства и лично у Ваграма Думаняна наглости хотя бы заикнуться о дальнейшей реализации пресловутой школьной реформы после всего, что с нами произошло? А знаете, судя по поведению «шагающих», очень может быть, что - да. Вопрос надо ставить по-другому – допустим ли мы, чтобы на эту тему еще кто-то что-то вякал? Или мы все-таки не хотим быть манкуртами, а хотим иметь, или, по крайней мере, стремиться иметь здоровую систему национального образования, науки, культуры?
Сона Мелоян, "Голос Армении"