Мою предыдущую статью, опубликованную на сайте ИЦ «Еркрамас», читатели встретили довольно бурно. В соцсетях в мой адрес прозвучали обвинения в разжигании национальной розни, призывах к войне и прочем. Вроде фашистом еще не величали, но, думаю, может появиться и такая оценка. Я, конечно, польщен вниманием к своей скромной персоне и ожидал услышать негативные отклики от наших «толерантных» и «миролюбивых» соседей с топорами за пазухой. Ожидаема была и реакция от наших воинствующих толерантов с вечно молодым лозунгом «турок уже не тот». Но среди авторов негативных отзывов были и люди мною уважаемые, поэтому я решил написать некоторые пояснения к своей статье «Вопрос Нахиджевана, Утика, Равнинного Арцаха необходимо включить в повестку переговоров».
Во-первых, хочу отметить, что статья - это мое мнение, с которым можно соглашаться или нет, но клеить ярлыки, не зная автора и проецируя собственные комплексы и стереотипы на его биографию - не есть хорошо. Поэтому, буду игнорировать подобные опусы и не собираюсь отвечать на них в будущем. Далее, я прекрасно знаю реалии, о которых пишу, так как сам из ныне оккупированного Азербайджаном района и воочию все видел, в том числе видел и темные годы, и героические потуги ЛТП и ко. Местечковостью не страдаю и очень негативно отношусь к подобным явлениям. Армяне - бакинцы, арцахцы, араратцы, амшенцы и другие ничем друг от друга не отличаются. Диалект и некоторые особенности лишь дополняют прекрасную, красочную мозаику богатого и самобытного армянского мира. Это наше богатство и надо всячески оберегать и лелеять это наследие. Впрочем, на самом деле и нет такой серьезной проблемы, а бытовые разговоры недалеких людей искусственно раздуты. Армяне - единый этнос уже несколько тысячелетий. Указание на проводимую ассимиляционную политику и выбивание национальной почвы, вовсе не означает предвзятого отношения либо обвинения к армянам тех или иных регионов. Баку, как и Тифлис, наряду с другими городами вне Армении, были культурными центрами армянства и сыграли важную роль в истории нашего народа. Можно долго перечислять значение тех или иных процессов, происходящих в этих центрах, но, в то же время, не надо фетишизировать историю. Только трезвая и критическая оценка может оберегать от повторения прежних ошибок.
Не знаю, где узрели мои виртуальные оппоненты призывы к войне. Война - это чудовищное явление, гибель людей, разрушения, голод, холод, осиротевшие дети и родители… Только безумец может желать войны. Однако, надо быть слепцом, чтобы не видеть того, что творится вокруг нас, и с кем мы имеем дело. Ежедневная воинственная риторика, пропаганда ненависти к армянам и ко всему армянскому, которая прививается у наших соседей с детских садов и льется потоками из всех медиаресурсов. Убийство Маргаряна, выкуп трусливого убийцы, экстрадиция, помилование и героизация - вот наглядный пример человеконенавистнической сущности этого квазигосударства. Ублюдок выполнял приказ высшего руководства и этот уродливый спектакль преследовал множество целей, одна из которых - поощрение убийства армянина. В дальнейшем мы стали очевидцами множества таких случаев, а в апреле 2016 года эта животная сущность проявилась во всей красе. Можно всё свалить на власть Азербайджана и его фашистскую сущность. Но куда деть многотысячные толпы в Баку, Сумгаите, Гандзаке, жаждущие крови армянина? Куда деть ликующие толпы, встречающих Сафарова и аналогичных подонков, ходивших по деревням с отрубленными головами наших солдат?
Мы хотим мира, уж кто-кто, но наш народ испил до дна всю горечь войн. Только за прошлое столетие - Геноцид, Великая Отечественная, Арцахская война… Но, можно ли противопоставить это желание мира к животной ненависти и желанию врага уничтожить тебя? Нельзя! Врага удерживает только одна сила - армянская армия, стоящая по начерченным на армянской же земле границам.
Казалось бы, истина о границах и нашей потерянной Родине не должна вызывать вопросов, по крайне мере у нас… Но для некоторых ложь, фальсификация истории, необоснованные территориальные притязания кочевников на Армению, ненависть, откровенная угроза войны и т.д. – допустимы, а статья о том, что надо включить в повестку переговоров вопрос Нахиджевана, Утика, Равнинного Арцаха – недопустимы? И где здесь призыв к войне и разжигание ненависти? Кстати, именно наше желание и основанная на этом политика мира спровоцировали и дали карт-бланш в руки Алиева на апрельскую авантюру.
Нахиджеван, Утик, Равнинный Арцах - наши исконные земли. Армяне оттуда были вытеснены насильственно. Историко-культурное наследие уничтожается бесцеремонно на глазах у всего мира (уничтожение армянских хачкаров в Джульфе и т.д.), либо фальсифицируется «реставрацией» непрошенными гостями. Рамильсафаров с топором и кувалдой - вот образ и вся идеология наших соседей. Примеры бесчисленны и мои оппоненты прекрасно об этом знают. Однако, законное право на собственные земли и историко-культурное наследие они ставят на весы наравне с притязаниями врага на уничтожение армян и армянского наследия. Впрочем, вся пропагандистская машина двух турецких гособразований работает в этом направлении… Статья, более того, официальное включение вопроса беженцев и территорий в переговорный процесс, не могут провоцировать войну. Война может быть в двух случаях - когда противник будет уверен в своей силе, либо когда расшатается трон у правящего клана т.н. Азербайджана.
Сегодня мы не имеем железной дороги, связывающей с Ираном и внешним миром. Мы ищем ресурсы для осуществления этой сложной программы, а ведь железная дорога идет по нашей же земле - по Нахиджевану, с которого враг не только держит нас в блокаде но и угрожает Еревану. По Равнинному Арцаху и Утику проходят нефтяные и газовые трубы, кормящие врага и подогревающие его военную риторику. Армения не развивается нужными темпами, в том числе и потому, что находится в блокаде и имеет ограниченное жизненное пространство для нормального функционировании и развития государства.
Непрошенные гости не скрывают свои цели и амбиции. А мы стесняемся своих законных требований и прав. Мотивируя это пацифистскими лозунгами нежелания крови. Как будто это миролюбие когда-либо останавливало насилие, на протяжении всей истории нашего соседства с пришлым тюркским элементом. Единственный пример более или менее мирного сосуществования - это советский период. Этой темы я коснулся в предыдущей статье. Однако, хочу обратить ваше внимание еще на один факт. Если посмотреть на этническую карту Армянской ССР до развала СССР, то четко видно, как активно заселялись т.н. азербайджанцами некоторые районы, особенно в нахиджеванском направлении. То есть, Зангезур, благодаря Нжде не ставший частью новоиспеченной тюркской советской республики, захватывался мирным бескровным путем под лозунгами братства и интернационализма.
Не надо испытывать иллюзий. Даже мнимый мир враг использовал и будет использовать против нас. Они четко представляют свою задачу, и в отличие от нас не стесняются любых методов и ухищрений. Гейдар Алиев сам признавался в этом в своих откровениях о деарменизации Арцаха, такую же политику проводили его предшественники, и проводят его преемники. Надо не закрывать глаза на очевидные факты, а использовать их для формирования своей четкой позиции. Отрадно, что по крайней мере в одном марзе РА населенные пункты из беженцев укрупнились в одну общину. Надеюсь, что это - осознанное решение и оно даст начало снежному кому в начале новых процессов и переформатизации внешнеполитического курса.
Народ, у которого нет исторической памяти, обречен на гибель.
Вреж Карунц