Доцент Российско-Армянского (Славянского) университета, кандидат биологических наук, математик Вачаган Ваградян с юных лет интересуется вопросом вклада армянского народа в развитие мировой цивилизации. По мнению ученого, вклад нашей нации в копилку общечеловеческой культуры не просто значителен, но и несоизмерим с нынешним количественным и территориальным ареалом армян в мире. В качестве одного из доказательств В.Ваградян приводит армянский мегалитический комплекс Караундж, исследованием и сравнительным анализом которого он занимается много лет. Об этом "ГА" писал в номере от 14 октября 2010г. Мы предлагаем нашим читателям размышления Вачагана Ваградяна о влиянии армянского менталитета на развитие мировой цивилизации.
ИЗВЕСТНО, ЧТО ВИЗАНТИЯ ЯВЛЯЛАСЬ ГРЕКО-АРМЯНСКИМ ГОСУДАРСТВОМ, в котором при императоре – греке по национальности - обычно архистратигом назначался армянин, и наоборот. За годы существования Византии ею правили 22 армянина-императора, способствовавшие развитию государства. Одной из ключевых фигур в истории Италии (после падения Рима) являлся архистратиг Византии (525-552 гг.) Нерсес Армянин, известный также как Нерсес Патрик. Его имя высечено на стенах храма Св.Аполлинария в Равенне, а памятная надпись гласит: "Равенна спасена от власти готов, и воцарилась свобода, как и мир, во всей Италии благодаря Нерсесу…" В 552г. он разбил армию готов и освободил Равенну, Рим, затем всю Италию от захватчиков, тем самым спас ее от германизации и галлизации. Император Юстиниан назначил его архистратигом всей Италии, коим он оставался до 565г. Столица была перенесена в Равенну, откуда Нерсес правил страной почти неограниченно, строил и перестроил все то, что до сих пор считается национальной гордостью Италии. С этой целью он вывез из Армении около 5 тысяч мастеров, которые помогли возводить Милан, Перуджу, Падую и еще 17 городов.
Неизменно подчеркивая свое армянское происхождение, Нерсес Патрик привнес свою мораль в жизнь Италии: он не только пошел против традиций и запретил четвертовать аристократию готов, но и под защитой своего войска и под изумленным взглядом римлян отправил готов в Германию. Это было проявлением армянского менталитета и уроком свойственного армянскому народу гуманизма, преподанного всей Европе. Согласно В.Ваградяну, пример подобного гуманизма мы встречаем и в известном народном эпосе "Давид Сасунский", в котором исполин Давид, победив Мсра Мелика, не обратил его войско в рабство, как было общепринято в те времена, а отправил врагов на их родину. "Эпос "Давид Сасунский" веками передавался из уст в уста, - говорит В.Ваградян, - и сегодня существует несколько версий эпоса, однако во всех сохранен главный принцип морали нашего народа – гуманизм. Поведение героев эпоса – не что иное, как выкристаллизованный на протяжении тысячелетий менталитет армян".
ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ФИЛОСОФ ЭДУАРД ШЮРЕ в своей книге "Великие Посвященные" пишет о том, что предводитель арийцев Рама (или Рам) после завоевания Индии ввел в стране новые законы, разработанные на основе традиций, а следовательно, и ментальности своего народа. Самый величественный из законов гласит о равенстве победителей и побежденных. "Подобный подход к взаимоотношениям людей и народов мы видим и у Нерсеса Патрика, и у Давида Сасунци, и у других армянских полководцев средневековья, - объясняет В.Ваградян. – Ведь и царь Тигран Великий также славился установлением на завоеванных территориях гуманных законов, вследствие чего многие нации и народы просили его завоевать их города, страны".
На вопрос "какое отношение к армянам имел Рама?" В.Ваградян дает свой обоснованный ответ. В индийских "Ведах" сказано, что арийцы пришли в Индию с берегов священной реки Расх. А Расх – это, скорее всего, армянская река Ерасх (Аракс), в названии которой мы сталкиваемся с лингвистическим выпадением первой буквы, что свойственно некоторым армянским диалектам. Доказано также, что в языке хинди есть много армянских слов, первая буква "А" которых после заимствования перешла в конец, например, "арев"- "рева", "авет"-"веда" и т.д., и что родиной индоевропейских языков является Армянское нагорье. Не исключено, что имя Рама - это индийский вариант армянского имени Арам. "Согласно данным новозеландских исследователей Рассела Грея и его команды, армянский язык существует уже на протяжении 8000 лет, Индия же завоевана Рамой примерно в 1800г. до н.э. Все эти данные подтверждают армянское происхождение Рамы и исключительный вклад армян в развитие индийской культуры", - утверждает В.Ваградян.
Согласно Ваградяну, историки демократии как явления восходят к Древней Армении, хотя ее родиной принято считать Грецию. В шумерском эпосе "Гильгамеш" повествуется о том, что главный герой отправляется за секретом бессмертия в страну Арату (отсюда и название "Арарат"), что означает "страна священных законов". В эпосе описывается путь царя Гильгамеша, который пролегал из страны Шумер в Арату и географически являлся дорогой в Армению. Здесь его угощали пивом, а, как известно из различных древних источников, родиной пива, бесспорно, является Армения. По возвращении домой Гильгамеш рассказывает о чудесах, увиденных в Арате, где царь и верховный жрец в одном лице избирается правителем на 4 года, при этом его власть не абсолютна и ограничена Советом старейшин, который также избирается. При возникновении противоречий между правителем и советом вопрос выносится на всеобщее голосование мужчин - представителей разных семей. "С учетом того, что эпос "Гильгамеш" складывался около 2800г. до н.э., можно уверенно утверждать, что в Армении уже в те времена существовали элементы демократии, - считает В.Ваградян. – На основе опять-таки особенностей армянского менталитета, а точнее, способности каждого имеющего право на голосование человека принимать решение. Умение принимать самостоятельное решение и поныне остается отличительной чертой каждого армянина. Не случайно в народе говорят, что в Армении каждое утро просыпаются 3 млн президентов Наполеонов".
К СОЖАЛЕНИЮ, СЕГОДНЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ НАЛИЦО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ многих традиций и устоев, что подрывает и традиционно-армянский менталитет. И немалую роль в этом играет телевидение, с экранов которого пропагандируется западная модель поведения в обществе и семье и т.д.
"Армянское общество всегда развивалось на основе гуманизма, справедливости, уважения друг к другу и иных подобных принципов. Сегодня же нашей молодежи прививается модель, согласно которой всегда побеждает сильный, богатый, имеющий власть, которой и пытаются подражать, принимая ее за чистую монету, - сетует Вачаган Ваградян. – А ведь если обратить нашу молодежь к истокам, национальным традициям и менталитету, можно сохранить и развить свою традиционную поведенческую модель, на базе которой будут развиваться как общество, так и государство. И в будущем другие страны будут перенимать у нас ценности, которые в течение веков привносили в их развитие мы, армяне".
Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"