Давно пора уполномоченным по правам человека ООН и СЕ посетить Республику Арцах или назвать страну, которая препятствует этому.
Тема международного мониторинга соблюдения прав человека в Арцахе, особенно на фоне непрекращающихся провокаций и нарушений Азербайджаном режима прекращения огня и гуманитарных норм, вновь актуализирована. На сей раз вопрос поднял госминистр Германии Михаэль Рот, который в своем выступлении на сессии Комитета министров СЕ 19 мая затронул тему в связи с "аннексированным Россией Крымом".
"ПРИШЛО ВРЕМЯ ПРЕДОСТАВИТЬ УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИМ МОНИТОРИНГОВЫМ институтам Совета Европы неограниченный доступ в эти регионы. Это относится и к другим территориям, к которым Совет Европы так и не имеет доступа до сих пор: будь то Абхазия и Южная Осетия, принадлежащие Грузии, Приднестровье или Нагорный Карабах и прилегающие семь районов Азербайджана. Мы призываем генерального секретаря Ягланда решительно продолжить усилия в этом направлении", - заявил М. Рот.
Напомним, что в сентябре прошлого года верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейн затронул проблему в контексте апрельских событий, отметив: "До сих пор мой офис не имеет доступа в зону конфликта в Нагорном Карабахе, в том числе после апрельских событий". Спустя менее месяца о том же заявил генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд, по словам которого СЕ не имеет никакой информации о правах человека в зоне карабахского конфликта. В тот же день спецпредставитель ПА ОБСЕ по Южному Кавказу Кристиан Вигенин признался: "Людям, активно участвующим в мирном процессе, важно видеть ситуацию на месте. Я готов совершить визит в Нагорный Карабах, если соответствующие каналы организуют его с согласия официальных лиц Баку и Еревана". Ранее, сразу после апрельских событий Вигенин сообщил, что "вскоре он осуществит этот визит, соблюдая при этом определенные условия, и, конечно же, в рамках сотрудничества с МИД Азербайджана". Однако, как видим, даже подобная "политкорректность" не помогла ему реализовать свое желание.
Невозможно не задаться тривиальным вопросом: что мешает международным чиновникам приехать в Арцах или прислать сюда мониторинговую группу, дабы потом не пенять на "отсутствие доступа"? И что именно означает это "отсутствие доступа", если и в Степанакерте, и в Ереване неоднократно подчеркивали готовность принять любую международную миссию, которая выразит желание ознакомиться с правозащитной ситуацией в НКР?
НАПОМНЮ, ЧТО В ОТВЕТ НА ЗАЯВЛЕНИЕ ЗЕЙДА РААД АЛЬ ХУСЕЙНА ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТЕПАНАКЕРТ подчеркнул, что власти республики никогда не создавали препятствий для визита международных экспертов и готовы всячески взаимодействовать с такой авторитетной международной организацией, как ООН. Более того, министр иностранных дел НКР Карен Мирзоян пригласил верховного комиссара посетить Арцах "либо направить команду для беспристрастной и объективной оценки ситуации с соблюдением прав человека, а также преступлений, совершенных против народа Арцаха в апреле этого года". Подчеркнем, что для ООН по определению не может быть запрета на посещение какой-либо территории.
Теперь вопрос поднимает госминистр ФРГ - страны - члена Минской группы ОБСЕ. И ООН, и Совет Европы постоянно подчеркивают, что всемерно поддерживают МГ группу как единственного посредника в урегулировании карабахского вопроса. Представители этих организаций - верховный комиссар или генсек - вполне могут обратиться к сопредседателям, регулярно посещающим Арцах в качестве посредников, с просьбой организовать визит своей миссии. То же самое они могут сделать посредством полноправного члена ООН и СЕ Армении - также посредника в процессе урегулирования и гаранта безопасности НКР. Нет никаких сомнений, что и ООН, и Совет Европы, и представители любой страны имеют все возможности без проблем получить легальный доступ на территорию Арцаха. Более того, в этом заинтересованы власти самой республики, ибо ясно, что внимание мирового сообщества способствует в том числе снижению риска новой вероломной агрессии со стороны Азербайджана.
Мы не сомневаемся, что всем, в том числе перечисленным лицам отлично известно, что препоны к посещению НКР чинит только Азербайджан. Именно эта страна, являясь дестабилизирующим фактором региональной безопасности, категорически препятствует доступу и визитам в Арцах официальных представителей международного сообщества, закатывая истерики и рассыпаясь угрозами всякий раз, когда кто-то высказывает подобное намерение. История с К. Вигениным в этом смысле весьма показательна: целый год представитель авторитетной структуры стремится посетить Арцах, но не может осуществить свое намерение из-за препятствий, чинимых бакинскими властями. А СМИ Азербайджана между тем извращают суть выступлений европейских чиновников, заявляя, дескать, "госминистр ФРГ осудил Армению за Карабах". Хотя, как легко убедиться из первоисточника, в речи Рота Армения не упоминалась вообще.
ВОЗНИКЛА ЛЮБОПЫТНАЯ СИТУАЦИЯ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, АЗЕРБАЙДЖАН всячески стремится создать впечатление о "неблагоприятной" ситуации с правами человека в Республике Арцах. Одновременно Баку препятствует визитам международных миссий, категорически не желая допустить, чтобы те ознакомились с ситуацией на месте и дали свою оценку. Причины лежат на поверхности: Баку, во-первых, крайне невыгодно, чтобы наблюдатели убедились в грубейших нарушениях Азербайджаном прав народа Арцаха на жизнь и безопасность и увидели последствия его агрессии, во-вторых, Алиеву столь же невыгодны сравнения с правозащитной ситуацией в самом Азербайджане, давно являющейся объектом острейшей международной критики. О чем говорить, если бакинские власти годами запрещают доступ международных наблюдателей даже на свою территорию, где также было совершено преступление против армянского народа? Речь, как легко догадаться, об известном запрете экспертным миссиям Совета Европы и ЮНЕСКО, а также послам США в Азербайджане на посещение кладбища Старой Джуги в Нахиджеване, где был варварски уничтожен памятник всемирного наследия ЮНЕСКО - тысячи армянских хачкаров.
В ситуации, когда высокопоставленные представители международного сообщества неоднократно заявляют об отсутствии доступа в Арцах при условии наличия этого доступа, от армянской стороны очевидно требуется более активная и наступательная дипломатическая работа. Те же ООН и Совет Европы время от времени принимают свои документы по Нагорному Карабаху, не считая нужным ознакомиться с ситуацией на месте. Как именно это становится возможно - совершенно другой вопрос, но стремление г-д Зейда Раад аль Хусейна, Турбьерна Ягланда и Михаэля Рота быть в курсе соблюдения прав человека в Арцахе следует приветствовать и содействовать реализации их желания. Чем активнее будет армянская сторона подчеркивать открытость НКР к сотрудничеству с международными структурами, тем абсурднее и нелепее будет выглядеть закоснелая позиция Баку. Так что доступ в Арцах есть, г-н Рот, приезжайте!
Марина Григорян, "Голос Армении"