Недавно отмечался юбилей замечательной певицы, обладательницы многих званий и наград Тамары Гвердцители - исполнительницы с сильным и красивым голосом, давно завоевавшей любовь и признание нескольких поколений любителей эстрадной музыки. На ее юбилей приехали лучшие певцы России и Грузии, а также бывшие участницы детского вокально-инструментального ансамбля "Мзиури", популярного в 70-е годы в СССР.
ЛЮДИ, ЧЬЕ ДЕТСТВО ПРИШЛОСЬ НА 60-70-е ГОДЫ, ХОРОШО ПОМНЯТ, что тогда особое предпочтение отдавали кружкам по интересам: музыке, живописи... Причем все это было абсолютно бесплатно! Все новое, интересное моментально разлеталось по всем уголкам огромной страны. Среди многообразия кружковых объединений, которые развивались во дворцах пионеров и школах, одним из уникальных явлений и стало создание в 1971 году ансамбля "Мзиури" при тбилисском Дворце пионеров. Это было неожиданно, оригинально.
Чистые детские голоса, замечательный репертуар (девочки пели на грузинском, русском, армянском, английском) и, самое необычное, маленькие артистки аккомпанировали себе сами. В ансамбль тогда были отобраны одаренные дети, многие из которых к тому моменту уже учились в музыкальной школе. 20 девочек поражали своей яркой индивидуальностью и неповторимостью. Но одной из задач, которую поставили перед собой создатели и педагоги, было научить каждую девочку владеть несколькими музыкальными инструментами. И им это удалось. "Мзиурята" (так их с любовью называли взрослые) были частыми гостями в "Артеке" и за рубежом: Германия, Голландия, Венгрия, Румыния, Мальта...
В 1976 году ансамбль был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола. И влияние "Мзиури" на молодое поколение того времени оказалось столь сильным, что вскоре не только в Грузии, но и в других республиках Союза появились школьные вокально-инструментальные ансамбли, состоявшие из одних девочек. Тбилисским руководителям ансамбля удалось сохранить, а в этом была их принципиальная позиция, в маленьких артистах детство, которое так кратковременно и которого так не хватает нашей сегодняшней детской и юношеской эстраде с их с "чужого плеча" и с натянутыми канонами некоего усредненного эстрадного клише.
Об этом ансамбле был снят большой музыкальный телефильм, а в 1976 году детская редакция Центрального телевидения подготовила музыкальный спектакль Алексея Рыбникова "Наш друг - Буратино", в котором все роли исполняли участницы "Мзиури". В роли печального Пьеро тогда выступила четырнадцатилетняя Тамара Гвердцители. Этот спектакль был записан на грампластинку фирмой "Мелодия" и пользовался большим успехом у юных слушателей всей огромной страны. Так из первого состава ансамбля вышла певица Тамрико Гвердцители, уже в раннем возрасте покорившая слушателей сильным голосом с необыкновенным тембром, правда, исполнявшая репертуар, больше подходивший взрослым певцам. Каждое выступление - триумф! И теперь становится понятным участие в ее юбилее повзрослевших представительниц того самого первого "Мзиури".
А ЧТОБЫ ОБЪЯСНИТЬ ИНТЕРЕС НАШЕЙ ПУБЛИКИ К ЭТОМУ событию, нужно заглянуть еще дальше, до того, как ансамбль вышел на большую сцену. Такая замечательная идея - собрать в единый ансамбль талантливых девочек - была разработана и великолепно воплощена в жизнь Рафаэлом Казаряном, в прошлом талантливым исполнителем на ударных инструментах. Кстати, очаровательная Лия Хорбаладзе, одна из участниц ансамбля, в совершенстве овладела ударными инструментами под непосредственным руководством именно Рафаэла Казаряна. Ее технике по-настоящему тогда завидовали многие маститые музыканты. Казарян же пригласил в качестве музыкального руководителя Гурама Джаиани, впоследствии заслуженного артиста Грузии. Собрав в 1971 году группу, которая просуществовала в этом составе до 1978 г., оба мастера дали своим воспитанницам первую профессиональную путевку в жизнь, были их мудрыми наставниками.
Вообще состав руководителей ансамбля, поднявший коллектив на небывалую по тем временам для детского ансамбля высоту, выглядит достаточно примечательно, учитывая, что процесс создания ансамбля происходил в Тбилиси. Итак, Рафаэл Казарян - основатель и первый руководитель ансамбля "Мзиури". Звукорежиссером и учителем по классу бас-гитары ВИА "Мзиури" был Зорик Григорян, а Григорий Асланов (Асланян) - администратором этого ансамбля.
Рафаэла Казаряна вспоминают самыми добрыми словами. Так, виртуоз аккордеона Роберт Мерабов, солист Грузинской филармонии и органист Тбилисской лютеранской церкви, так отзывался о Казаряне в одном из своих интервью: "Я воспринимал его как явление - музыкант от Бога. Это был утонченный, можно сказать, энциклопедически образованный интеллигент и остроумный собеседник. Не имея академического образования, он ставил перед собой смелые задачи. В 21 год он уже руководил хором из ста человек. А блистательный детский ансамбль "Мзиури", основание которого после смерти Казаряна стали приписывать себе столько "добровольцев?" Разве это не показатель? А еще Рафаэл занимался музыкальным оформлением спектаклей".
А вот что говорит о своем бывшем руководителе солистка ВИА "Мзиури" Тамара Чохонелидзе. Когда ее попросили рассказать о своих педагогах, она сказала: "В первую очередь это, конечно, Рафаэл Казарян - изумительный человек, талантливый организатор. Фактически он создал этот ансамбль. Как он подобрал этих талантливых девочек? Это же дар... Рафаэл Казарян был для нас чуть ли не отцом. Мы не можем вспоминать о нем без слез. Было время, когда его очень обидели. Он вынужден был уйти из ансамбля и очень скоро скончался".
С ТЕХ ПОР СМЕНИЛОСЬ УЖЕ 7 СОСТАВОВ. НО ИМЕННО С ПЕРВЫМ, ЛЕГЕНДАРНЫМ, связана с детства тянущаяся ниточка. Они были пионерами во всех смыслах. Правда, наиболее популярны они все же в родной Грузии, а русскоязычная надпись на барабане "Мзиури" заменилась аналогом на латинице. И это тоже веление времени. А когда в Большом зале филармонии в Тбилиси несколько лет назад состоялся концерт, приуроченный к 40-летию ансамбля "Мзиури", организаторы концерта подготовили большой сюрприз - зал встал, когда вошли бывшие участницы ансамбля, давно уже взрослые, имеющие своих детей и внуков, чтобы подарить слушателям приятные и очень дорогие мгновения детства и юношества. Звучало много торжественных речей, играла музыка, назывались имена людей, способствовавших успеху и долгожительству коллектива, многие из названных выходили на поклон.... Вот только Рафаэла Казаряна среди них не было.
К сожалению, история в этом мире не новая. Как часто кто-то делает большое дело, а лавры триумфатора достаются другому. И ладно бы, если это происходило через много лет, когда уже нет ни свидетелей, ни документов. Тогда можно рассказывать, что угодно. Гораздо хуже, когда подлог происходит еще при жизни человека, положившего всю свою творческую энергию на детище, которое у него потом отняли, что в конце концов стоило ему авторитета и жизни. Все старо как мир. И не надо быть классиком, чтобы не раз вспомнить пару-тройку подобных историй, произошедших рядом с нами.
Армен Манукян, "Голос Армении"