Турция, уникальный сплав западной демократии и восточной культуры, под угрозой исчезновения. Но в стране живут прекрасные люди, которые, несмотря ни на что, сохранят свои убеждения. Об этом написала американская писательница турецкого происхождения Элиф Шафак, в статье, опубликованной в британской Guardian. В статье говорится:
«Посреди политических трений в Турции, вылившихся в заявлении премьер-министра об уходе с политической сцены, темой жарких споров в турецком парламенте стал Оскар Уайльд. Представитель прокурдской Демократической партии народов заявил, что хочет процитировать строку из английского классика. Депутат от правящей Партии справедливости и развития заявил, что если он не турок и не мусульманин, цитировать его нельзя. «Нам некого процитировать от нашей культуры и цивилизации?», - спросил он.
Ещё один депутат от власти перепутал Оскара Уайльда с наградой американской киноакадемии. На это депутат от ДПН ответила: «Это Оскар Уайльд. Это не награда. Это человек!».
Когда депутаты не обсуждают Уайльда, они дубасят друг друга. На обсуждении проекта о лишении иммунитета депутатов от курдской партии – намеренный шаг, который может привести к судам и заключению ряда из них – на депутата-армянина Каро Пайлана напали. Тот заявил: «Они не могут переварить того, что человек армянского происхождения указывает на их ложь и не кланяется перед ними».
Трудно быть армянином в Турции. Или курдом, или алавитом, или геем, или узником совести, или евреем, или женщиной, или просто не соглашаться с тем, что происходит в этой стране. А если вы не совпадаете по нескольким из этих параметров, ваша жизнь будет ещё труднее. И этот невесёлый список продолжается. Разнообразие общества душат. Свободу слова забросили. В стране доминирует идеология одинаковости. Её формирует турецкий национализм, исламизм и авторитаризм.
Турция не просто политически поляризована. Сейчас она разделена на две планеты: тех, кто поддерживает и будет поддерживать президента и тех, кто по разным причинам против него. Президент, который теоретически должен стоять над политическими партиями, в реальности какой угодно, только не нейтральный.
А в Партии справедливости и развития нет и следов внутрипартийной демократии. Заявление премьер-министра Ахмета Давутоглу удивило всех. Он заявил, что его отставка была не столько свободным выбором, сколько необходимостью. Не секрет, что его наследник будет ставленником Эрдогана. В конце концов, он хочет превратить Турцию в президентскую республику и консолидировать свою власть.
Та небольшая оппозиция, которая ещё остается, разделена и деморализована. После событий в парке Гези три года назад, общество систематически запугивают. В среднем раз в 4 дня в Турции подают в суд на кого-нибудь за оскорбление Эрдогана. С момента, как он стал президентом, таких исков уже 2 тысячи. На художников, журналистов, карикатуристов, даже студентов – за комментарии в Facebook. Турция возглавляет список стран с требованиями убрать комментарии из Твиттера.
В Турции все меняется – и очень быстро. Мы, турки, живём с ощущением «что дальше?», зная, что каждый день происходит что-то новое. Страна катится назад, и ключевые составляющие демократии – такие, как разделение сил, верховенство права, свобода слова – почти уничтожены.
Мурат Белге, известный учёный и колумнист - под судом за оскорбление президента. Учёные, написавшие петицию, критикующую действия правительства на юго-востоке Анатолии, стали объектом нападок провластных СМИ. Некоторые потеряли работу. Четверо были заключены. Печально известную статью 301, защищая «турецкую идентичность» – хотя никто и не знает точно, что это такое – вновь извлекли на свет.
Недавно спикер парламента Исмаил Каграман, выступил с ужасающим предложением: «Секуляризму не должно быть места в новой Конституции». А светское устройство государства было тем принципом, который отделил Турцию от других ближневосточных стран. Оно сделало страну относительно либеральнее, разнообразнее. Разговоры представителей партии власти о составлении религиозной конституции внушают тревогу - особенно для женщин, которым нужно поддерживать секуляризм громче и увереннее, чем мужчинам.
Хикмет Четинкая и Кейда Каран, два опытных журналиста турецкой Cumhuriyet, - одного из последних альтернативных голосов в СМИ – были осуждены на два года за перепечатку карикатур Charlie Hebdo. На их процессе в зале суда выкрикивали исламистские лозунги. Международный индекс организации «Репортёры без границ» поставил Турцию на 151-е место из 180 стран.
В прошлом у нас были хорошие традиции чёрного юмора. Да, политика и тогда была далека от политеса, но люди могли смеяться над политиками. Теперь уже нет. Последнее исследование показывает, что только половина населения Турции считает необходимым открыто критиковать правительство. Когда Ангела Меркель разрешила открыть судебные дела на немецких юмористов по требованию Эрдогана, тем самым турецким демократам дали ясно понять: «Вы совершенно одни».
Так что стало с турецкой моделью, на которую мы так надеялись? От уникального сплава западной демократии, секуляризма и преимущественно мусульманской культуры осталась пустая риторика. Даже Евросоюз, куда мы, турки, раньше так стремились, превратился в политическую игру.
И всё же в Турции есть миллионы прекрасных людей, которые – хотя они и одиноки, хотя и отчаялись – стоят впереди своего правительства.
А о чём была цитата в парламенте, которую не захотели слушать? О вульгарности власти».
Новости Армении - NEWS.am