Сотни лет жили на этих землях… Однако они видели историческую трагедию, на протяжении многих лет они скрывали от соседей свой язык, свою религию, свою личность, даже от собственных детей… Они - один из древних народов этих земель, армяне…
Инициатива «Справедливая память» побеседовала с армянской молодежью Турции о прошлом, настоящем и будущем…
За последние 100 лет они пережили все трудности жизни с их национальной идентичностью. Может, по этой причине, говоря о 1915-ом, они уподобляются боязливому голубю… Незнание традиций, сокрытие от соседей и даже от собственных детей своей личности и национальной идентичности стало их образом жизни.
Один на улице, другой – в школе узнал о своем армянском происхождении…
Один из них – Ферхат, ему 28 лет. «Всю свою сознательную жизнь меня звали Ферхатом, но у меня есть еще одно имя, которое я использую», - говорит он. «Если бы мы жили в правовом государстве, то всего этого бы не было», - добавляет он.
Подобная история и у 33-летнего Рустама Бакырчиоглу… Он о своем армянском происхождении узнал в школе. «В нашем селе не было школы, я вынужденно учился в интернате. В ходе ссоры один из моих друзей назвал меня «гяуром», а я достал свой паспорт и показал ему, сказав: «Смотри, даже в моем паспорте написано «ислам»».
Еще один интересный инцидент, связанный с этнической идентичностью, произошел в ходе учебы в Греции… Он рассказывает так: «У меня был один друг – курд из Адыямана. Я не сказал ему, что армянин, не посчитал нужным. Когда он узнал – не поверил, поскольку по его представлениям армянин не похож на человека».
Марте Сёмек 20 лет. Когда друзья бросили в ее адрес слово «гяур», она пошла домой и спросила, что означает это слово. Именно тогда девушка, воспитанная как мусульманка, узнала, что армянка.
Фират Бакырджиоглу считает прогрессом законопроект, представленный в парламент, а также прошлогоднее послание Реджепа Тайипа Эрдогана с соболезнованиями.
Армянин из Анатолии
Ферхат рассказывает, что родился и вырос в Адыямане. «С тех самых пор мы жили в Адыямане. Ныне у нас есть родственники, живущие в Европе и Турции.
Мы попытались сохранить свою национальную идентичность после 1915г. Даже связывали себя узами брака с близкими родственниками, пытаясь сохранить свою идентичность. Новое поколение тоже имеет этот рефлекс самосохранения. Мои сверстники тоже женятся на детях из армянских семей. Мусульмане берут в жены наших девушек, но нам девушек своих не дают, и у нас поневоле выработался такой рефлекс.
Чудом уцелевшие в 1915 году, наши деды были вынуждены использовать имена, данные им режимом. В одной стороне Саргис, Геворг, Киракос, а в другой – Ахмет, Мустафа, Сулейман, поскольку только так они могли найти себе место в обществе. В прошлом во время Рамадана мы плотно закрывали занавески и обедали.
Многие из нас на улице узнали, что они армяне. В ходе игры что-то происходило, и дети говорили нам «вы армяне», а мы им отвечали – «это вы армяне».
На государственном уровне ничего не изменилось. Армян до сих пор воспринимают, как угрозу.
Послание с соболезнованиями в связи с 1915-ым годом и заявление о Гранте Динке невозможно игнорировать, однако этого недостаточно, поскольку это всего лишь слова.
Сегодня скажешь это, а в следующем году сделаешь другое заявление. Сегодня, например, обсуждается проведение мероприятий Чанаккале именно 24 апреля… Почему в 2015-ом году? На протяжении многих лет это мероприятие отмечалось 18 марта, так почему же в этом году оно перенесено на 24 апреля?»
Чего ожидать от будущего?
1915-ый год бесспорно является геноцидом для армян. Это должно быть признано. Люди обязаны каким-либо образом признать свои ошибки. Чего можно ожидать без открытия армяно-турецкой границы? Может, открытие границы в плане экономики Турции не великое дело, но для Армении это будет большим достижением.
Эта страна тоже наша, и для нас важны ее интересы, однако, несмотря на то, что я никогда не был в Армении, для меня очень важно видеть армянский триколор. У нас серьезная духовная связь, в этом и вся истина…».
http://www.tert.am