Один из персонажей «Человеческой комедии» О.Бальзака утешает мальчика по имени Гомер следующими словами: «Оболочка человека может умереть или быть умерщвлённой, но лучшая часть человека остаётся. Она остается навеки. Любовь бессмертна, и она способна все обессмертить. Ненависть же умирает каждую минуту». Это сравнение любви и ненависти как нельзя лучше подходит к карабахо-азербайджанскому конфликту.
Как известно, азербайджанские власти отказались признать решение облисполкома и населения НКАО о воссоединении в Арменией и объявили его «экстремистским». Уже более 26 лет устами всех президентов Азербайджанской республики заявляется, что «территориальная целостность Азербайджана» должна быть восстановлена, не исключая возможность военного пути. Возведенная в ранг государственной политики армянофобия подкрепляется в Баку, так сказать, «научными» фактами – многочисленными фальсификациями истории, над изготовлением которых работает вся научная мысль этой республики. И наконец, все эта ненависть находит отражение в выступлениях первых лиц республики, в частности президента Ильхама Алиева четко заявившего: «Армяне - враги азербайджанцев».
Но бальзаковский персонаж прав и у этой ненависти нет будущего, рано или поздно она отомрет вместе со своими носителями. А останется любовь – например, любовь известных деятелей различных национальностей по отношению к Армении и армянскому народу. Вспомним некоторых из них.
Я смотрю на Арарат,
Как армянин, я Арарат люблю.
Как армянин с ним вместе я скорблю,
Туман его, дыхание его.
Сгущаются у сердца моего,
И мнится мне, не луч зари горит,
А кровь армян снега его багрит,
И льются слёзы горькие армян.
И как тут не привести следующее высказывание Расула Гамзатова: «Армяне - это народ, который умеет хранить в веках и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас кровью написанной книге... Это огромный показатель культуры и высокой любви к своим источникам». Не зря известный армянский писатель Геворг Эмин сказал «Маленький аварский народ и весь Дагестан имеют в лице Расула Гамзатова достойное воплощение своего талантливого духа».
Тема армян и Армении есть и в творчестве еще одного из представителей мусульманских народов России, советского балкарского поэта Кайсына Кулиева:
Я повидал немало разных стран,
Объездил я едва ли не пол мира,
Но возвратился из страны армян,
И повторяю имя это.
Во мне живет любовь к ее камням,
Сто раз оплаканным, сто раз врспетым.
Любовь к ее сынам и дочерям.
Ее пророкам и поэтам.
В горах моих сегодня снегопад,
Он с неба падает легко и немо.
Передо мной белеет Арарат,
Хотя смотрю я на снега Чегета.
Моя любовь в груди моей болит,
Она как снег, чиста, как горы свята.
Я повторяю имя Анаит
И вижу купол Арарат.
А теперь обратимся к мнению хорошо известного в Советском Союзе писателя Андрея Нуйкина. Он был в числе первых и немногих, кто сразу понял суть и значение событий, произошедших в Нагорном Карабахе в феврале 1988 г. Именно благодаря энергии Андрея Нуйкина и его единомышленников был создан Комитет российской интеллигенции «Карабах» - КРИК, позволивший говорить правду о карабахских событиях в среде тотального замалчивания и фальшивого паритета. О Карабахе он сказал так: «Это один из духовных центров нации, в котором нуждаются все армяне и утрата его была бы гибельной в целом для государства Армении».
Как говорил Городецкий о Карабахе: «У каждой страны, у каждой нации есть свои заветные твердыни. Когда история складывается счастливо, они становятся центрами культурной и политической жизни. Когда судьба преследует нацию - они бывают оплотом национальной жизни, островом надежд, залогом возрождения. Там, в неприступных высях Карабаха, в течение двух тысяч с лишним лет армянский народ выдерживал натиск кочующих племён, сохраняя свою культуру, обороняя свое национальное лицо... Карабах сделался цитаделью Армении, восточным флангом. Таким он был в прошлом, таков он сейчас, таким он будет и всегда, ибо сердце Армении, долину Арарата нельзя защищать, не владея Карабахом».
Стихи питерского поэта Виктора Александрова, изданные в сборнике под названием «Армения от Геноцида до Миацума» известны не только в России. «To что в бакинском СМИ меня назвали, по сути, человеком, продавшимся армянам, нисколько меня не удивило. На то они и турки, чтобы грязь лить на русских и армян. Знаю одно - если меня оскорбил турок, значит я на правильном пути». Так отреагировал Виктор Александров на очередной пасквиль одного из азербайджанских писак, опубликованный на одном из азербайджанских информационных сайтов.
В 17 лет ушел я в бой
Спасать свободный Хайастан.
Сейчас... Отец двух дочерей,
И мне Арцах - как дом родной.
Я - русский, только навсегда
Моя Армения со мной.
И об одном лишь вас прошу
Когда закончу дни свои.
Зурна пусть плачет обо мне,
На холме Чести, что в Гюмри
Но до последнего глотка
Пока живу, пока дерусь
Я буду Вас беречь друзья
Мои Армения и Русь.
Известный российский журналист, теле- и радиоведущий, общественный деятель Владимир Соловьев также не сомневается в справедливости борьбы армян за Карабах. «Карабах - это удивительное место. Место, где армяне жили всегда. Да, можно решить карабахский вопрос, отдав Карабах Азербайджану, уничтожить всех армян, которые там живут. Добровольно они оттуда никогда не уйдут. Карабах всегда был армянским. Это не азербайджанская земля, не тюркская, это христианская святыня», - убежден В.Соловьев.
Мы привели совсем немного высказываний, так как процитировать всех друзей Армении и Арцаха просто невозможно, да и нет такой необходимости. Подводя итоги, можно сделать заключение словами академика Андрея Сахарова, увидевшего секрет ценности Арцаха: «Для армян Карабах - это вопрос жизни, тогда как для Азербайджана - дело принципа».
Юрий Цатурян, США