Кэтти БЕРБЕРЯН - американская певица и композитор. Ее музыкальное дарование иначе как уникальным не называли. Критики считали ее непревзойденным мастером современного вокального искусства. Мировая пресса писала, что своей манерой исполнения певица демонстрирует такую виртуозность и голосовые возможности, которые превосходят все мыслимые границы.
Ее исключительное вокальное дарование побудило современных композиторов к созданию целого ряда сочинений, предназначенных специально для нее. Для певицы писали Стравинский, Бусетти, Берло, Джон Кейдж, Анри Пуссер, Мадерна, Гаубеншток-Раматти и другие. Управление по радиовещанию ФРГ специально для певицы заказало два произведения, которые она представила на Международном фестивале современной музыки в Тонавишинкне в 1961 году.
Наряду с многочисленными концертами в разных странах мира певица всегда была желанной участницей крупных международных музыкальных фестивалей в Венеции, Риме, Палермо, Варшаве, Руане, Амстердаме, Лиссабоне, Генте. Была не только участницей, но и призером, неоднократно получая высшие награды.
Кэтти Берберян родилась 25 мая 1925г. в Стелборо (Массачусетс, США). Уже в шесть-семь лет она часами с увлечением могла слушать пластинки с записями Шаляпина, Тито Скипа, и не только слушать, но и точно воспроизводить мелодии, подпевать им своим уникальным голосом. Родители отдали ее в музыкальную школу учиться игре на фортепиано. Музыка увлекла девочку, но ей этого было недостаточно. Вскоре она стала брать частные уроки вокала и танцевального искусства. Будучи еще очень молодой, Кэтти приняла участие в постановке оперы "Ануш" с артистами местной армянской общины и объездила с ними несколько американских городов.
В 1949г. Берберян переезжает в Милан, где совершенствует свой голос у Джорджины Дель Виго. Здесь она выходит замуж за итальянского композитора Берио. Это был союз, который способствовал окончательному становлению Кэтти в качестве певицы, представляющей современное вокальное искусство. Она часто выступает в концертах, исполняя произведения своего супруга. В становлении артистической индивидуальности певицы значительную роль сыграл и знаменитый режиссер Питер Брук. С течением времени Кэтти обретает навыки профессиональной оперной певицы. Любимые оперные композиторы певицы - Монтеверди, Массне, Дебюсси, Вейль. Особое отношение к Бизе - его знаменитой "Кармен".
Берберян сотрудничала и поддерживала дружеские отношения со многими композиторами, особенно с Игорем Стравинским. Вот как об этом пишет сама артистка: "С удовольствием могу сказать, что большой мастер всегда удостаивал меня высоких оценок и симпатизировал мне. Под его руководством я трижды выступала в больших концертах, исполняя его произведения, дважды участвовала в записи его сочинений. Каждый раз, когда я посещала его в Нью-Йорке, он, несмотря на болезнь, спускался в приемную. А как-то сам удостоил меня визитом, находясь в Милане".
Кэти Берберян справедливо считала классику той почвой, на которой взрастает современное исполнительское искусство. Она придерживалась мнения, что пришла пора слушать "новыми" ушами и смотреть на вещи "новыми" глазами. "Мы живем в совершенно ином измерении, - говорила она. - Хотим этого или нет, мы принадлежим настоящему времени, поэтому должны шагать с ним в ногу".
Чрезвычайно своеобразной была манера исполнения Кэтти. Благодаря именно этой черте своего дарования она снискала мировую славу. Ее называли второй Имой Сумак. Высокий уровень мастерства и всеобщее признание делают ее оригинальный вокал эталоном современного исполнительского искусства. В одной из своих статей Берберян писала, что новая манера исполнения - это голос, вобравший в себя не только разные традиционные стили вокала, но и опирающийся на сторонний, немузыкальный звукоряд, который является отображением человеческих эмоций - плача, крика, смеха, кашля, стона... Говоря о разных стилях исполнения, Берберян имеет в виду также народную музыку, которая выявляет национальные корни, а также джазовую культуру.
Творческий диапазон Кэтти Берберян широк и разнообразен. Она выступала не только в качестве певицы, но и композитора. Берберян - автор песен, баллад, дивертисмента "Стрипсоди", который был написан для Бременского радио. Это произведение, многократно звучавшее во многих европейских странах, не раз удостаивалось благосклонного внимания критиков. Берберян занималась и педагогической деятельностью, преподавала в Ванкуверском университете, консерваториях Торонто, Кельна, Милана, давала мастер-классы, даже открыла авангардную балетную школу.
Кэтти Берберян всегда мечтала посетить Армению. Как-то, находясь в Париже, она на встрече с французским музыковедом Гегамом Керестечяном призналась, что гордится своим армянским происхождением и что это чувство в ней только укрепилось после того, как она обосновалась в Европе. Кэтти была хорошо знакома с армянской музыкой и часто исполняла армянские песни, отдавая предпочтение обработкам Комитаса. "Он был гениальным композитором, - говорила певица. - Он спас армянскую песню от вырождения. Какое это мудрое и богатое в своей простоте искусство. Мастер подошел к обработке армянской песни как опытный музыковед - с большой любовью, нежностью и непревзойденным вкусом". В ее репертуаре были песни Комитаса, исполнение которых она доводила до совершенства. Пела и произведения Александра Спендиарова, Гургена Алемшаха, Гоар Казаросян.
В 1978 году Берберян приняла участие в фестивале, организованном Армянским музыкальным институтом в Лондоне. В концерте, состоящем из двух больших отделений, Кэтти представила лишь небольшую часть своего репертуара, поражавшую удивительным разнообразием музыкальных стилей разных народов, среди которых основное место, разумеется, было отведено армянскому. Интересно, что в ряду чередующихся русских, болгарских, еврейских, украинских, румынских песен (причем каждую песню Кэтти пела на языке оригинала) звучали произведения Равеля, Стравинского, Мио. Подобный неожиданный и мастерский переход от одного стиля к другому создавал такую звуковую палитру и перепады настроения, что вызвал у зрителей подлинное потрясение...
К сожалению, побывать в Армении Кэтти Берберян так и не удалось. Она умерла в 1983 году. Ей было всего пятьдесят восемь лет.
Елена ГАЛОЯН, "Голос Армении"