В ташкентском Дворце творчества молодежи состоялось юбилейное торжество, посвященное 20-летию образования Армянского Национального Культурного Центра Узбекистана. Проведение многолюдного праздничного концерта в одном из красивейших современных концертных залов столицы стало возможным благодаря поддержке со стороны фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана».
«Творческое сотрудничество, установившееся у нас с Армянским Культурным Центром, является очевидным подтверждением того, что двери нашего дворца всегда широко открыты перед талантливой многонациональной молодежью страны», - сказала в приветственном слове заместитель директора Дворца молодежи, доктор искусствоведения Камола Акилова.
Акцент на молодежи был сделан потому, что в программе мероприятия были представлены исключительно молодые исполнители, не считая легендарное джаз-трио братьев Сафаровых, которому недавно исполнилось 50 лет.
Праздник армянской общины разделили с ней многочисленные гости из числа межнационального сообщества. С поздравлениями в адрес юбиляра обратились директор Интернационального культурного центра республики Н.Мухаммадиев, руководители Белорусского, Грузинского, Корейского, Крымско-татарского, Немецкого и Татарского культурных центров. Председатель Ташкентского городского Корейского культурного центра Сунам Ким в своем эмоциональном выступлении отметил: «Впервые мне довелось познакомиться с Арменией в 1989 году в составе строительного подразделения, принимавшего участие в восстановлении зоны бедствия, пострадавшей от разрушительного землетрясения. А до этого у большинства из нас Армения ассоциировалась лишь с Араратом, озером Севан и армянским коньяком – непременно ереванского розлива». Далее оратор провел образное сходство, которое, по его мнению, присутствует у армян и корейцев. И те, и другие «на протяжении своей долгой и трудной истории отдавали предпочтение гибкости ума, а не гибкости спины».
Упоминание спитакской трагедии оказалось на редкость неслучайным. Немногие из участников торжества, включая присутствовавших членов армянской общины, знали, что в декабре 1989 года в Ташкенте по инициативе представителей армянской общественности состоялся памятный вечер. Собравшиеся выражали благодарность родному Узбекистану, одному из первых в мире протянувшему руку помощи пострадавшей от разгула стихии Армении. Тогда знаменитый армянский эпитет «Цавт танем», означающий «Возьму твою боль», произнес в зоне бедствия Узбекистан. В кратчайшие сроки строители из Ташкента и почти всех областей республики, проявляя присущий узбекскому народу гуманизм, провели огромную организационную работу, и ввели в строй десятки жилых домов, объектов социальной и культурно-бытовой сферы.
Вскоре после того вечера, проникнутого духом теплоты, торжества идей братства и взаимопомощи, было сформировано общинное формирование армян Ташкента. Армянские культурные центры появились также в Самарканде и Андижане.
На местной армянской общине, зародившейся в далекие времена Амира Тимура, в дальнейшем отразилась вся история этого региона. В советское время наличие здесь рабочих домов и церковных приходов разных народов, включая армян, никак не сочеталось с соцреалистическими стереотипами и идеологией построения коммунизма. Все эти очаги культуры и духовности были нещадно уничтожены.
Последующие долгие годы безвременья жестоко отразились на нескольких поколениях людей, почти полностью утративших национальную подпитку в виде владения армянским языком, знания родных традиций и основ духовности своего народа.
Образованный в Ташкенте культурный центр возглавил ученый-историк, автор научно-исторического исследования «Армяне в Средней Азии» А.Григорян. Его соратники Степан Бабаян, Сурен Мелконян, Гайк Дереникян вели непростой, мучительный для людей далеко преклонного возраста поиск формы и содержания общинного формирования. В это же время молодежь не заставила себя долго ждать. Дружно организовавшись в учебные группы, молодые новоявленные «центровцы» начали постижение тайн родного армянского языка.
В 1993 году, с приходом Г.Саркисова – человека, хорошо известного в республике, заработал слаженный механизм деятельности организации. Долгие годы Георгий Минасович руководил ташкентским городским хозяйством и являлся начальником Главташкентстроя, а его кипучая энергия и выдающийся талант забили новым ключом на поприще руководителя общины.
В том же году в столице республики была создана армянская воскресная школа, которая и сегодня по-прежнему выполняет свою просветительскую функцию, объединяя детей и взрослых, желающих прикоснуться к основе основ армянской идентичности – изучению языка армянского народа и его письменности, насчитывающей более шестнадцати веков.
Под руководством Г.Саркисова и его заместителя В.Габрильяна была создана действенная структура центра, а прочная команда единомышленников сосредоточила все внимание на реализации ключевых программ развития организации. При поддержке заинтересованных производственных и коммерческих организаций началась реализация социальной программы, включавшей оказание посильной материальной поддержки малообеспеченным семьям и отдельным пожилым гражданам, проживающим в различных махаллинских формированиях Ташкента, организована благотворительная помощь детским медицинским специализированным заведениям. С тех пор данное направление работы Центра, включающее поддержку пожилых соотечественников, ветеранов войны, социально незащищенных граждан, остается под пристальным вниманием руководства, а благодарный отклик в сердцах людей является лучшей оценкой проведенных акций.
В августе 1994 года по инициативе Г.Саркисова и при поддержке актива в Ташкентском Дворце искусств состоялся первый и неповторимый по своему размаху и красоте вечер армянского музыкального искусства. Концерт мастеров искусств и участников художественной самодеятельности, активистов Ташкентского и Самаркандского армянских культурных центров и их гостей - представителей других национальных образований - наблюдали свыше двух тысяч зрителей, большинство из которых впервые открыли для себя страницу армянской музыкальной культуры. После впервые проведенного крупного совместного мероприятия активизировалась не только культурная программа, но и наладились регулярные контакты между молодыми представителями Ташкентского и Самаркандского армянских культурных центров. В 2001 году был образован единый Республиканский Армянский Национальный Культурный Центр (АНКЦ Уз), объединивший Ташкентское, Самаркандское, Андижанское подразделения и около 70 тысяч армян, проживающих в Узбекистане (данные официальной статистики – прим. авт.). При этом был сохранен принцип самостоятельности в деятельности каждого из региональных звеньев, руководителями которых были избраны: в г. Ташкенте – С.Андриасов, в г. Самарканде – В.Гарумянц, в г. Андижане – Г.Машуров.
Главным достоянием общины, несомненно, были и остаются ее люди, с их неповторимыми судьбами. Тамара Ханум, Ашот Петросянц, Тачат Оганесов, Николай Карахан, Михаил Аветов, Варшам Еремян, Акоп Саркисов, Зарап Зарапетян, Александр Мелкумов, Ашот Геворкян и десятки других замечательных людей в разных поколениях внесли и продолжают вносить свой позитивный вклад в дело развития Узбекистана. Их интеллектуальный и практический вклад, оставленное наследие достойны подражания молодым поколением. Изучение и следование их жизненному пути являются лучшим проявлением преемственности, лучшим стимулом для познания собственной личности.
В архиве АНКЦ Уз содержится информация о сотне проведенных мероприятий и познавательных проектов. Созданные при центре учебные классы и творческие студии способствовали консолидации диаспоры и предоставили всем желающим, независимо от возраста и национальной принадлежности, на бесплатной некоммерческой основе возможность для изучения армянского языка, традиций древней и неповторимой армянской культуры.
Торжественная встреча в Самарканде Шарля Азнавура, приглашенного Президентом страны И.Каримовым в качестве почетного гостя на фестиваль этнического искусства «Шарк тароналари» (2005); организация персональной выставки художника Рафаэля Матевосяна «Живой Арал» в Галерее изобразительного искусства Узбекистана (2005); постановка спектакля «Барекендан» по мотивам произведения классика армянской литературы Ованеса Туманяна (2006); празднование 100-летия со дня рождения Народной артистки СССР легендарной Тамары Ханум - Петросян, одной из основательниц танцевального искусства в Узбекистане (2006); организация выступления в ГАБТ им.А.Навои популярного армянского музыканта Арута Памбукчяна (2006); постановка музыкального спектакля «Встретимся у Арно» из произведений композитора Арно Бабаджаняна (2007); организация памятного вечера «Две золотые ветви искусства» из произведений Арама Хачатуряна и Мухтара Ашрафи (2008); проведение выставки детского и юношеского таорчества «Мир, в котором я живу» во Дворце творчества молодежи (2009); участие в многочисленных республиканских и международных фестивалях и конкурсах и в мероприятиях государственного значения по программе Интернационального культурного центра Узбекистана.
Трижды АНКЦ Уз являлся инициатором проведения турнира по мини-футболу среди команд национальных центров страны и дважды его команда «Апага» становилась победителем спортивного состязания. Таковы самые значимые проекты, осуществленные АНКЦ Уз совместными усилиями всех вместе и каждого в отдельности члена общины в истекшие годы, хотя… все иные мероприятия, имеющиеся в арсенале общественного объединения армян Узбекистана, неотъемлемого составного звена армянской диаспоры, второстепенными никак не назовешь.
Вся новейшая история армянского народа подтверждает, что его диаспора – это очевидная духовная ценность, а церковь – жизненная основа армянства, обобщенный зов наших корней. В 1995 году в Самарканде состоялось торжественное открытие восстановленной силами членов местной общины Армянской Апостольской Церкви Святой Богородицы, а в 2001 году в Ташкенте открыла свои двери Церковь Святого Филиппоса. Здесь прихожане - члены общины получили возможность праздновать Святое Рождество Христово и Пасху с соблюдением апостольской традиции. Широкую популярность получили празднования традиционных армянских праздников Тэарндарач, Вардавар и Освящения винограда, проводятся Дни памяти жертв геноцида армян в Османской Турции и памяти жертв Спитакского землетрясения 1988 года.
Учрежденная в АНКЦ Уз Духовно-просветительская программа помогает соотечественникам, стремящимся обратиться к своим национальным истокам и сберечь свою национальную идентичность, не желающим мириться с общей тенденцией глобализации, наблюдаемой в сегодняшнем мире, пройти первые уроки по возрождению духовности, познать истинные ценности своего народа.
«Главные успехи общины за истекшие 20 лет заключаются в том, что мы, сохраняя традицию преемственности поколений, совместными усилиями продолжаем работу в различных направлениях, не выделяя среди них приоритетных», - говорит председатель Правления АНКЦ Уз Мартин Сетян. «Не начинаем, но продолжаем и проводимая работа уже стала частью нашей жизни. А само понятие жизни подразумевает непрестанное развитие и обновление, проявление всемерного внимании к воспитанию молодого поколения.
Нынешний год проходит в Узбекистане под девизом года гармонично развитого поколения и мы высоко ценим те усилия, которые проявляет руководство страны по укреплению принципов гражданского общества, в котором нет места национализму, нетерпимости по расовому, религиозному и этническому признаку. Армяне Узбекистана имеют равные с представителями узбекского и всех других народов, проживающих в стране, права, имеют возможность получать образование, заниматься честным созидательным трудом, участвовать в добрых делах на благо общества.
Что касается «традиционности», то в вопросах общинной жизни мы стремимся следовать древнему правилу: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, во всём – любовь».
Вместе с рождением центра в конце 80-х-начале 90-х годов уже минувшего века на свет явилось поколение, которое спустя 20 лет стало самой социально активной группой общины. В нынешнем году молодые активисты, ровесники центра, по собственной инициативе организовали акции памяти жертв Геноцида армян 1915 года и героев II мировой войны. Примечательно то, что молодые армяне-узбекистанцы в день Памяти и почестей 9 мая возлагали венок памяти вместе с многочисленными представителями дипломатического корпуса, аккредитованного в стране (в Узбекистане до сих пор нет дипломатической миссии Республики Армения – прим.авт.), а на памятной ленте были начертаны слова: «От армянского народа». Этот факт – феномен, достойный не только уважения, но и пристального изучения. Откуда у этих молодых парней и девушек берется такой патриотический посыл? Ведь их родителям подобная степень участия не только непривычна, но и вовсе незнакома. Их родители и их деды жили в эпоху, когда подобные явления жестоко карались системой, а порой могли стоить жизни.
Нелишне заметить, что нынешняя молодежь в АНКЦ Уз проявляет не поверхностный, а глубокий интерес к своей идентичности и при этом многие происходят из семей, связанных своим происхождением с разными народами. Они серьезно изучают армянский язык, глубоко и вдумчиво постигают армянскую национальную традицию в студиях молодежного творчества, успешно действующих при центре – танцевальной студии «Урарту», студии изобразительного искусства «Арвест», вокальной и драматической студии «Дар». А результаты своих поисков юноши и девушки, как полноправные носители армянской культуры, продемонстрировали в программе юбилейного концерта.
«Понравились певцы – Асмик Арутюнянц, Кристина Тевосян и Николай Саркисян. Восхищает неповторимая индивидуальность каждого из них. То, что молодые исполнители, студенты Государственной консерватории Узбекистана берутся за исполнение армянских народных песен, подлинных произведений национальной культуры, занимающих свое достойное место в мировой музыкальной сокровищнице, возрождают известные ценности и возвращают их своему народу, говорит об их хорошем музыкальном вкусе. А вкус, как известно, у молодежи надо воспитывать, давая им тем самым возможность выбора впоследствии. Своими выступлениями наши молодые талантливые исполнители проводят борьбу с уродливыми явлениями культуры, ставшими, к великому сожалению, частью среды обитания молодежи», - сказала преподаватель музыкальной школы Лариса Мартиросова.
«Я смотрела выступление танцоров и плакала, вспоминая свое детство, прошедшее в Нагорном Карабахе. Мастерство и притягательность ребят в красочных армянских костюмах сопоставимо с неотразимостью Государственного ансамбля танца Армении. Такое обилие разнообразных танцевальных номеров – продукт не просто танцевального коллектива, а серьезной многотрудной лаборатории по изучению народного искусства и возрождению этнографических танцев. В выступлении ансамбля «Урарту» прошлое и будущее, словно объединившись, создали настоящее нового стиля», - сказала 70-летняя зрительница Эльза Петросян.
К сказанному остается лишь добавить, что руководят танцорами их ровесники и одновременно исполнители студенты Роксана Аршакян и Роберт Гарибян, а разнообразные стильные костюмы для певцов разработали и изготовили студенты Ташкентского института художеств и дизайна имени К.Бекзода молодые активисты центра дизайнеры Арина Хандамян, Назима Гиясходжаева и Нарине Айрунц.
«В те времена, когда мы все жили в еще существовавшем Союзе, мы знали друг друга лучше и от этого были добрее. Сегодня в концерте я услышала совершенно неповторимые по своей красоте стихи армянского поэта X века Григора Нарекаци в исполнении молодых актеров драматической студии «Дар». Эти стихи, оказывается, перевел русский поэт, еврей по национальности Наум Гребнев. Я подумала о том, что истинные духовные ценности – вне времени и вне национальных границ. Особенно актуально стихи Нарекаци звучат сегодня, когда постепенно стираются грани между тем, что нравственно, а что безнравственно», - сказала Председатель Белорусского культурного центра Лилия Белозерова.
«Идентичность – это вопрос самосознания, а не происхождения», - сказал зритель Сурен Мнацаканян. «Я никогда не был активистом нашей общины, хотя регулярно посещал армянские концерты, организованные в нашем культурном центре. Сегодня я по - настоящему сожалею, что не изучал свой родной язык и свою родную культуру. Теперь непременно приведу своего внука на занятия, чтобы он в будущем мог уважать самого себя, собственную нацию, и не идти на поводу у вредоносных соблазнов».
Зрители и исполнители покидали концертный зал с радостью на лице от полученного эмоционального заряда и с легкой грустью на сердце, что юбилеи бывают нечасто и красивые концерты тоже.
А в следующий, воскресный, день в Церкви Святого Филиппоса проходила обычная церковная служба. Прихожан было немного, значительно больше людей собирается в церкви в дни праздников. Духовный пастырь армян Узбекистана Тер Гарник Лорецян, своей миссией ведущий паству к истинной вере, после проведенной литургии по традиции обратился к прихожанам с евангельской проповедью.
«И вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Евангелие от Матфея, глава 13)».
Я слушал притчу о сеятеле и думал о том, что в ней, как в истинной мудрости, отражается вся суть человеческого бытия. Мы часто называем эпоху, в которую живем, эпохой постмодерна. Такое вот слово придумали и наибольшим достижением этой эпохи считается свобода человека, которая ориентирована на свободный выбор. Человек сам выбирает, что есть добро, а что – зло. Важно представлять армянскую духовность, как дерево с глубочайшими корнями, но постоянно растущей вверх кроной с новыми ветвями, свежей листвой. Ведь все национальное - прежде всего человеческое. Это – не то, что зримо, а то, что ощущается, оно должно быть в самой сути человека.
Я думал об общине, которая в последние 20 лет ассоциировалась с существованием и деятельностью ее культурного центра. Срок относительно небольшой, но в нем было все – и доброе начало, и период долгого поиска, и приятных находок. Обретения центра связаны с ее молодежью, которая была всегда и которая всегда оказывалась мудрее старшего поколения. И все нынешние достижения общины связаны с ее молодежью, привносящей инновации и истину. Сегодня они легко и радостно предвкушают предстоящий древний летний армянский праздник Вардавар, а накануне был их собственный первый в жизни серьезный юбилей, ведь они – ровесники своего родного культурного центра. Вспомнились слова, сказанные однажды французским историком армянского происхождения Клодом Мутафяном: «Быть армянином – это выбор». Думаю, что наши юноши и девушки, молодые активисты центра, сделали правильный выбор.
Георгий Сааков,
главный редактор журнала армян Узбекистана «Депи Апага»