О молодежном неформальном течении "Эмо" (именуемом также сектой), нынче очень распространенном среди армянской молодежи, мы писали еще в прошлом году ("ГА" от 03.10.09), предупреждая об опасности, которую несет с собой эта субкультура (замешанная частью на панк-роке, частью на металле), исповедующая культ членовредительства и самоубийства. Похоже, опасность осознали и правоохранительные органы Армении, недавно включившие подростков "Эмо" в группу риска.
"ГРУППЫ ЭТИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ СОБИРАЮТСЯ И ПРОВОДЯТ ЦЕРЕМОНИЮ БРАТСТВА – делают порезы, обмениваются кровью под звуки тяжелого рока" - отмечается в заявлении Полиции РА. Проснулись… после участившихся случаев суицида среди несовершеннолетних! Понадобились реальные жертвы, дабы правоохранительные органы наконец-таки обратили внимание на проблему, которая, кстати, не исчерпывается одними "эмо": ведь не меньшей популярностью среди нашей молодежи пользуются и другие искусственно внедренные, деструктивные культы – сатанизм, готтизм и т.д. По большому счету защиты от них нет никакой; законодательное поле не урегулировано, Закон РА о "Свободе совести и религиозных организациях", несмотря на поднявшийся в свое время шум, так и не претерпел никаких изменений, независимый информационный центр, призванный предоставлять населению информацию о сектах, действующих на территории страны, до сих пор не создан и т.д. И, судя по позиции власти в лице главы правительства Тиграна Саркисяна, полагающего, что лучшим способом борьбы с культами является их игнорирование, вряд ли в ближайшее время нам "грозят" существенные перемены.
К сожалению, Армянская Апостольская Церковь тоже особой активности в этом вопросе не проявляет. Стало быть, чтобы не допустить вовлечения своих детей в то или иное деструктивное течение, способное разрушить их будущее и даже лишить жизни, мы должны сами быть информированы и объяснять детям, какие опасности кроются, например, в "игре" в сатанизм или эмо – за нас этого, увы, никто не сделает… Но знаем ли мы?
А ЕСЛИ НЕ ПРОЙДЕТ?
Помню ощущение шока, когда милая 14-летняя девчушка (я познакомилась с ней в кружке по рисованию Центра эстетического воспитания, о котором готовила материал) заявила, что она сатанистка. "А родители твои в курсе?" - спросила я. "Конечно, - ответила девочка. – Они считают, что дело в переходном периоде и мое увлечение пройдет. Но я знаю, что не пройдет…" Возможно, и родители другой милой 14-летней девочки, спокойно рассказавшей в российском телеэфире о том, как она вместе со своими дружками-сатанистами убили человека, вырезав ножом на спине жертвы пентаграмму, тоже объясняли увлечение своей дочери издержками переходного возраста, тогда как обернулось оно реальным убийством, совершенным с особой жестокостью!
"Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО УВЛЕЧЕНИЕ МОЕЙ ДОЧЕРИ ДВИЖЕНИЕМ "ЭМО" ДОЛГО ПРОДЛИТСЯ, - говорит мать 13-летней Инны (имя изменено) А.Исраелян. – Ну носит она какие-то дикие черно-розовые тряпки, слушает оглушающую, с несусветными завываниями музыку, вешает на себя всякие булавки – что в этом страшного? В этом возрасте подростки часто с помощью неформальных движений стараются самоутвердиться. Думаю, это пройдет, когда пройдет переходный период… " А если не пройдет? В конечном итоге суть не в молодежных движениях как таковых, а в том, что они исповедуют. И в том, как это может отразиться на психике подростка.
Вспомним дело годичной давности о чудовищном убийстве в Санкт-Петербурге 16-летней Карины Будучян, которую двое молодых людей, один из которых был эмо, а другой готт, утопили в ванной, а потом, расчленив тело, запекли в духовке и съели. И это не единственный случай подобного ужасающего преступления и каннибализма, совершенного в последнее время юными неформалами. Например, в июне 2008 года восемь ярославских подростков в возрасте 14-18 лет, относящих себя к сатанистам, убили и съели четверых подростков. Можно привести еще кучу столь же страшных примеров "издержек переходного периода", но уж слишком тягостно писать об этом. А вот что ужасает не меньше самих преступлений - так это реакция на них в интернете. "Прикольно, - пишут подростки, обсуждая убийство К.Будучян. – Эмо с готтом съели армяшку!" И можно надеяться, что это пройдет? Можно занять позицию игнорирования?
"Меня немного настораживает поведение моего 15-летнего сына, но особой необходимости бить тревогу я не вижу, - рассказывает Нелли Минасян. – Я не разбираюсь во всем этом, но они собираются компанией, рисуют пятиконечные звезды в кругах, одеваются во все черное и развлекаются тем, что пытаются изготовить зелье, описанное в книгах про Гарри Поттера. Мой сын просто помешан на Гарри Поттере! Фильмы про Поттера пересматривает, наверное, уже в сотый раз, перечитывает книги постоянно. В общем, думаю, все это довольно невинно – подростки играют в магию, пытаясь подражать сказочному герою. Кто из нас не пытался делать то же самое в детстве? Я, например, играла в "Алису в стране чудес"…"
ЛОВУШКА ДЛЯ ПРОСТАКОВ
Да, многие из нас играли в "Алису в стране чудес", но, поверьте, это совсем не то же самое… Кстати, Гарри Поттер отнюдь не вымышленный персонаж, порожденный фантазией недалекой домохозяйки. Многие моменты из биографии Поттера точь-в-точь повторяют жизненные вехи Алистера Кроули – кумира сатанистов, одного из создателей и идеологов Церкви Сатаны. Почитайте и сравните сами. И, кстати, Джоан Роулинг в своих книгах использует те же термины и выражения, что и Кроули в своих трудах, посвященных сатанизму.
ЛЮБОПЫТНА И ИСПОЛЬЗУЕМАЯ СИМВОЛИКА: вспомните отметину на лбу Гарри Поттера – шрам в виде молнии и стилизованной буквы S. Этот знак символизирует разрушительную силу (он так и называется – "разрушитель"), и сатанисты рисуют его для получения власти над другими людьми – этот же знак использовался в свое время нацистами. Не менее любопытна и терминология. Для людей придумано определение muggle, что на жаргоне означает "марихуана". Кроме того, слово mug в Англии обозначает дурака, простака, которого легко обвести вокруг пальца, а глагол to mug обозначает "разбойное нападение"… Вы по-прежнему думаете, что играть в Алису в стране чудес и в Гарри Поттера – это одно и то же?
По поводу же "невинных" игр в магию и волшебного поттеровского зелья напомним дело 20 подростков из Новосибирска, угодивших в больницу в тяжелейшем состоянии из-за отравления медным купоросом. Отравили их восьмиклассники, вдохновленные "сказкой" о Гарри. На перемене они подошли к четвероклассникам и дали им емкость, сказав, что в ней волшебный напиток, изготовленный по рецепту Поттера. Типичный случай преднамеренного отравления, если учесть возраст преступников, которые не могли не знать, что медный купорос – опасный яд. Вот вам и сатанизм в действии! Кстати, нелишне отметить, что в философии сатанизма не существует понятия случайной жертвы – все они тщательно отбираются…
"ТАК ЭТО ЖЕ НЕ У НАС", - МОЖЕТЕ ВОЗРАЗИТЬ ВЫ. И будете неправы, потому что если в Армении есть и сатанисты (озвучивается цифра как минимум в полторы тысячи адептов, что для маленькой страны очень внушительная цифра), и эмо с готтами, и прочие деструктивные культы, набирающие в свои ряды все большее число последователей, то нет никакой гарантии, что завтра это не обернется большой бедой. Деятельность деструктивных культов, сект, агрессивных неформальных движений в Армении становится все более опасной и неконтролируемой, а власти по-прежнему бездействуют – более того, даже не занимаются серьезным исследованием проблемы. То, что полиция забила тревогу по поводу "Эмо", конечно, неплохо, но это капля в море.
По словам руководителя Центра помощи и реабилитации жертв деструктивных культов Александра Амаряна, адепты деструктивных культов сегодня вхожи в нашу политику, "работают в силовых структурах, в авиационной Службе безопасности, системе телекоммуникаций, правительственных организациях, СНБ – словом везде". Так, может, именно этим объясняется бездействие властей? Может, они хотят последовать примеру США, где сатанизм, например, вовсе не представляет собой контркультуры, а является признанным и поддерживаемым истеблишментом течением?!
Зара ГЕВОРКЯН, "Голос Армении"