Лучший футболист Армении 20 века Хорен Оганесян в прошлом году встал у руля узбекского «Локомотива». Легендарный футболист один сезон проработал с «железнодорожниками», затем ушел из клуба и на данный момент находится в Ереване. Armsport.am побеседовал с легендарным футболистом.
- В 2006 г, когда Вы ушли из ереванского «Пюника», о Вас не было никакой информации, а в начале прошлого года стало известно, что Вы возглавили ташкентский «Локомотив». Как получилось Ваше сотрудничество с узбекским клубом?
- Когда я получил приглашение возглавить ташкентский «Локомотив», то долгое время размышлял над этим, прежде, чем принять какое-либо решение, так как на тот момент команда победила в Первой лиге и только переходила в Высшую лигу. Получалось, мне надо было создавать новую команду, а времени было мало. Но мне удалось подобрать таких игроков, благодаря которым мы смогли достичь хороших результатов. Время показало, что все, что нами было проделано, было сделано правильно, так как в итоге команда заняла 3-ю строчку турнирной таблицы.
- Во время одного из сборов «Локомотива» Вы встречались с Диего Марадоной, и эта фотография в миг разлетелась по всему интернету...
- Наши команды тренировались по соседству. Мы встретились, и во время встречи я общался с ним через переводчика, так как не очень хорошо владею английским языком. Он вспомнил, что в свое время мы уже встречались на матче СССР-Аргентина. Сборная Аргентины, когда в ее составе еще выступал Марадона, 2-3 раза встречалась с СССР, и он очень хорошо заполним эти матчи. Я и Марадона не являемся друзьями, просто мы вместе вспомнили те матчи, так как я 2 раза поразил ворота Аргентины.
- Что стало причиной Вашего ухода из «Локомотива»?
- У меня был годичный контракт, по истечении которого я принял решение уйти из клуба. Думаю, что провел достаточно времени в клубе, так как «Локомотив» впервые стал бронзовым призером. У меня были предложения и из других клубов, но там было очень трудно работать.
- В «Локомотиве» выступал Ваш сын Жора, а сейчас он играет за «Пахтакор». Как получилось, что он перешел в этот клуб?
- И «Локомотив», и «Пахтакор» представляют Ташкент. Естественно, что между этими двумя командами был контакт, игроки друг друга хорошо знали. Когда стало известно, что я ухожу из «Локомотива», Жорику пришло приглашение из «Пахтакора». «Локомотив» сначала был против, хотел, чтобы Жорик продолжил выступать за команду, но, в конце концов, переход состоялся. «Пахтакор» - это бренд узбекского футбола, как, например, у нас «Арарат».
- В свое время Вы выступали в составе «Пахтакора». Сейчас в клубе есть люди, с которыми Вы были знакомы еще в годы выступления за команду?
- Сегодня в узбекском футболе много людей, которых я лично знаю со времен моего выступления за «Пахтакор». Они и сейчас работают в «Пахтакоре» или в футбольной федерации Узбекистана...
- Недавно Жора провел свой первый официальный матч за «Пахтакор», приняв участие в матче группового этапа азиатской Лиги чемпионов.
- Он был заменен на 75-й минуте из-за травмы. Но я уже переговорил с доктором и могу сказать, что ничего серьезного нет.
- Жора Оганесян долгое время не мог найти себе команду и не показывал стабильной игры. В чем, по-вашему, была причина?
- Уехав из Армении, он заключил 5-летний контракт с «Олимпиакосом». В этот период он мог выступать в других командах только после согласования с греческим клубом. Пока действовал контракт, он не мог уйти в другой клуб. После этого он перешел в российский «Сатурн», но через некоторое время из-за финансовых проблем эта команда была расформирована. К тому времени трансферное окно закрылось, и он несколько месяцев тщетно пытался найти новый клуб. После этого я пригласил его в ташкентский «Локомотив». Он всегда играл и не имел никаких проблем.
- Главный тренер сборной Армении Вардан Минасян в своих последних интервью отмечал, что Жора Оганесян находится в поле зрения тренерского штаба сборной и в будущем может получить приглашение. Выступление в сборной может служить стимулом для Жоры?
- Если тренеры считают, что он может помочь, то он выступит в сборной. Это решение тренеров. Жорик никогда не отказывался выступать в сборной Армении.
- Вернемся к узбекскому футболу. Какие параллели можно провести между армянским и узбекским клубным футболом?
- Как вы знаете, я уже несколько лет вне армянского футбола, поэтому мне трудно проводить параллели. Могу отметить, что в узбекском футболе есть большой прогресс, что связано с большим вниманием к спорту в стране. Несомненно, Узбекистан примет участие в чемпионате мира 2014 г. в Бразилии.
Клубы довольно организованы, имеют большие бюджеты, которые утверждают перед каждым сезоном.
- О каких суммах речь?
- Примерно 8-10 млн. долларов. Ряд клубов имеют такой бюджет. В основном всеми клубами руководят акционеры, и это правильный подход, поскольку клуб не бывает зависим от одного человека. Например, у нас многие клубы финансируются одним лицом и если вдруг дела этого человека ухудшатся, то клубу придется закрыться... Клуб не должен зависеть от одного человека. Конечно, в мире немало клубов, которые имеют одного владельца, например «Челси». Но если владелец лондонского клуба Абрамович не сможет содержать клуб, то сразу найдется ряд покупателей, а в Армении такое трудно представить.
- Перед сборной Армении поставлена задача - завоевать путевку на ЧМ-2014. На Ваш взгляд, насколько реально достижение этой цели сейчас?
- Перед стартом каждого турнира ставят задачу, которую по ходу сезона пытаются решить. Просто так цели не ставят и если такая задача поставлена, то, думаю, ее реально достичь. Я помню, что и в прошлом перед сборной ставились подобные задачи, но ничего не получалось. Будем надеяться, что в этот раз получится лучше. Перед стартом отборочного этапа меня не было в Армении, поэтому я не могу что-либо сказать о состоявшихся матчах.
- В период 1996-98гг. Вы возглавляли сборную Армении. Многие специалисты отмечают, что в 90-е у нас была довольно боеспособная сборная, однако ряд искусственных проблем не позволили удачно выступить в отборочном этапе. Вы согласны с таким мнением?
- В те годы было много проблем, такие как война, после которой страна только приходила в себя. Мы пытались сделать все, что было в наших силах, чтобы удерживать сборную на определенном уровне. В то время патриотизм был на более высоком уровне, мы работали, в основном, на энтузиазме, потому что в футболе не было денег. Мы просто были преданы футболу. Однозначно могу сказать, что у нас была не слабая сборная. Ребята хорошо играли. В 90-е годы никто не выступал в сборной ради денег.
- В таком случае, что мешало сборной 90-х показывать результат?
- Существовала проблема с психологией. Многие еще не верили, что могут достичь положительного результата в играх с такими сборными как Германия или Португалия. Повторюсь, в то время в нашей сборной никто не играл ради денег. Единственной целью было - высоко держать честь сборной. В 90-е у нас были футболисты довольно хорошего уровня: Артур Петросян, Арутюн Варданян, Вардан Хачатрян, Саркис Овсепян, Альберт Саркисян, Гамлет Мхитарян... По своему классу они, как минимум, не уступали игрокам нынешней сборной Армении. Однако нынешняя сборная своими результатами многое доказывает и это нужно ценить.
- В отборочном этапе чемпионата мира 1998г. сборная Армении сотворила сенсацию в Киеве, сыграв вничью 1:1 со сборной Украины. Что Вам особенно запомнилось с того матча?
- Еще до развала Советского Союза мы сталкивались в Киеве с большими проблемами. В 1997г. перед этим матчем Украина имела хорошие шансы попасть на чемпионат мира. Мы же боролись за престиж. Перед игрой на нас оказывалось определенное давление. Многие говорили, что Украина одержит легкую победу, и ничто не помешает им завоевать 3 очка. Но мы доказали, что с нами нельзя так обращаться.
До старта отборочного этапа я говорил, что будет смешно пытаться бороться за 1 или 2 место в группе, но мы должны доказать Европе, что у нас есть сильная сборная и мы можем завоевать очки в любом матче. Так мы заняли 4-е место в группе из 6-и команд. В дальнейшем Армения ни раз доказывала, что ее нельзя ставить в один ряд с слабыми сборными Европы.
- В своем первом же официальном матче в качестве тренера сборной Вы доверили позицию вратаря Роману Березовскому. Что заставило Вас поверить в него?
- Когда я возглавил сборную, существовал расширенный список, в котором было 4 вратаря. Березовский считался 4-м, но я увидел в нем хорошего голкипера с хорошим будущим. Я решил довериться ему и поставил на важный матч с Португалией, потому что считал, что он больше достоин.
- Поговорим о 90-х. Если сравнить нынешнюю футбольную инфраструктуру Армении с тем, что было в те время, то мы увидим, что условия заметно улучшились. Есть новые поля, спортивные школы, реконструируются стадионы. Но, не смотря на это, у нас до сих пор нет результатов в клубном футболе.
- В 2006г., когда Жорик перешел в афинский «Олимпиакос», я тоже уехал из Армении и некоторое время на контрактной основе проработал в Греции. Если сравнивать инфраструктуры Греции, Узбекистана и Армении, то мы намного отстаем. Что касается наших клубов, то они должны серьезнее подходить к делу.
Я вижу, что есть хорошие условия в «Бананце», но команда не может добиться результата, и это уже не первый год. У «Мики» тоже есть хорошие условия, но и там нет результата. Знаю, что сейчас «Ширак» улучшает свою инфраструктуру, посмотрим, как будут развиваться события в Гюмри. Как я уже говорил, клубы не должны зависеть от одного человека и там необходимо проводить серьезную работу.
Давайте посмотрим, сколько получали футболисты Армении раньше, а сколько получают сейчас. Обычно, год от года зарплата увеличивается, а у нас наоборот... Футболист, выступающий в чемпионате Узбекистана, за год может купить себе хорошую квартиру и машину. А в Армении футболисты могут столько заработать? Скажите, может ли футболист Армении себе такое позволить?
- За год, конечно, нет.
- В первую очередь необходимо заботиться о футболистах, обеспечивать их, чтобы человек приходил на тренировки и не думал о своих домашних проблемах.
Одна из проблем в том, что футболисты не знают, чем будут заниматься после завершения карьеры, смогут ли они остаться в футболе или им придется все начинать с нуля. Надо задуматься над тем, чем занимаются у нас футболисты после завершения футбольной карьеры, какие им даются возможности...
- В этом смысле, у нас неважная ситуация, потому что в числе лиц, находящихся на ответственных должностях, трудно найти бывших футболистов.
- В таком случае, что мы развиваем?.. Я не знаю, какую политику тут ведут, потому что меня долгое время не было в армянском футболе и поэтому я не могу что-либо сказать, касательно некоторых вопросов.
- В последнее время много говорится о создании объединенного чемпионата СНГ. Как Вы относитесь к этому?
- На первый взгляд, подобный турнир кажется невозможным, но не исключено, что в ближайшем будущем такой турнир будет организован. При этом у меня нет ответов на многие вопросы.
- От наших украинских коллег нам стало известно, что в прошлом году Вас приглашали работать в симферопольскую «Таврию».
- Я работал в симферольской «Таврии» в 1992г. Дела шли довольно хорошо. После получения Арменией независимости я вернулся в Ереван и основал команду «Оментмэн», которая в первый же год завоевала титул чемпиона Армении. После моего возвращения в «Таврию» команда стала чемпионом Украины, думаю, что в этом была и моя заслуга. Я был в очень хороших отношениях с Анатолием Заяевым, который очень известен в Симферополе и как личность, и как тренер. К несчастью, в конце 2012 года он попал в аварию и скончался. Да, предложение было и инициатором его был Заяев, но по воле судьбы не получилось.
- А сейчас чем будете заниматься? Останетесь в футболе?
- Я только приехал в Ереван и пока отдыхаю. Через некоторое время будет ясно, чем буду заниматься. Сейчас ничего сказать не могу.
http://www.armsport.am