Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили прибыл в Ереван. На повестке дня много проблематичных вопросов: спорные церкви, вопрос сокращения часов преподавания армянского языка в школах Джавахети (по армянской версии - Джавахк) и проблемы тарифов на транзит армянских грузов через грузинскую территорию. Кроме указанных проблем, Армению также волнует вопрос освобождения из тюрьмы активиста Ваагна Чахаляна. Вопреки ожиданиям армян, Чахалян не попал под недавнюю амнистию, так как его имя не вошло в список политических заключенных.
Тбилиси перед визитом Иванишвили в Армению имел возможность в рамках объявленной амнистии освободить из тюрьмы джавахского политического активиста Ваагна Чахаляна. Согласно многим международным авторитетным организациям, он считается политическим заключенным. Однако осужденный в 2009 году на 10 лет лишения свободы Чахалян не был включен в список обвиненных "по политическим мотивам", который составила комиссия, созданная при парламентском комитете по правам человека. Центр по правам человека в Грузии, который еще в 2009 году заявил о наличии в стране политзаключенных, включил в свой список и Чахаляна, однако парламентская комиссия отказалась поступить аналогичным образом. В Джавахети это решение оценили как продолжение политики дискриминации со стороны властей Грузии по отношению к нацменьшинствам, особенно к армянам.
Чахалян будет освобожден как обычный заключенный?
Как было заявлено авторами закона "Об амнистии", он в той или иной степени коснется почти всех заключенных, совершивших преступление до 2 октября 2012 года, а именно 17 тысяч из имеющихся в Грузии 23 тысяч. "Закон предусматривает разные формы амнистии - от полного освобождения от уголовной ответственности для определенной категории заключенных до сокращения сроков наказания в два раза, на треть или четверть", - отмечает в беседе с корреспондентом GTimes эксперт Джони Меликян. Ожидается, что в течение ближайших двух месяцев из грузинских тюрем выйдут около 3 тысяч заключенных.
Уже 13 января были освобождены те лица, которых новый парламент Грузии счел осужденными "по политическим мотивам". На свободу вышли 190 человек, отбывавших тюремный срок в качестве политзаключенных, а также 25 политических беженцев. В данном списке оказались те, кто проходил по нашумевшим делам во время правления предыдущего правительства. Речь идет об участниках мятежа на грузинской военной базе в Мухровани в мае 2009 года, акций протеста оппозиции 7 ноября 2007 года, 26 мая 2011 года, а также об осужденных за шпионаж в пользу России, по делу "Энвери". В числе амнистированных оказался один гражданин России.
Читайте также: Чахалян: грузинские власти подвергают Джавахк репрессиям
Как отмечает Джони Меликян, среди политзаключенных были и граждане Грузии армянского происхождения: политический изгнанник Мелик Раисян, а также бывшие руководители армянской общины Аджарии Армен Геворкян и Рубен Шикоян, осужденные по делу "Энвери". "Последние уже находятся на свободе, а Мелик Раисян, пребывающий за пределами Грузии, теперь имеет возможность вернуться в страну", - подчеркнул он. На его взгляд, исключение Чахаляна из списка политзаключенных означает, что его дело будет проходить по всеобщей амнистии, под которую подпадают статьи его приговора.
"Дело Ваагна Чахаляна уже отправлено в суд, который в течение двух месяцев рассмотрит его и вынесет свое решение. Он либо будет освобожден, либо ему будет сокращен срок заключения", - резюмировал Джони Меликян.
Дело в политике и Грузинской Церкви
Наблюдатели в Армении и Джавахети в вопросе исключения из предварительного списка политзаключенных имени Чахаляна узрели политическую подоплеку, которая усиливается воздействием Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). "Дело Чахаляна свидетельствует о том, что власти и оппозиция ведут политику дискриминации по отношению к национальным меньшинствам, особенно к армянам, которые борются за свои права", - заявил корреспонденту GTimes координатор совета общественных организаций Джавахети Артак Габриелян.
"Если бы Чахалян бы выпущен на свободу как политзаключенный, это возбудило бы определенные политические настроения у других общественно-политических деятелей в Джавахети", - считает представитель гражданского сектора армянонаселенного региона Грузии.
В целом у наблюдателей сложилось такое мнение, что дело Чахаляна - лакмусовая бумажка политической воли нынешних властей Грузии, которые сначала намеревались выпустить на свободу армянского деятеля в статусе политзаключенного, однако, встретив яростное противодействие политических оппонентов, "дали задний ход". Против освобождения Чахаляна в статусе узника совести выступили все оппозиционные нынешним грузинским властям политические силы. Самым яростным фигурантом была партия "Единое национальное движение", лидером которой является действующий президент Михаил Саакашвили.
Политические оппоненты властей Грузии в борьбе за то, чтобы держать Чахаляна в "узде", распространили слухи о том, что "он участвовал в избиении представителей Грузинской Церкви". ГПЦ - одна из самых влиятельных структур в Грузии. Она поддержала "Грузинскую мечту" на парламентских выборах. Таким образом, политическое руководство Грузии, исключив Чахаляна из списка политзаключенных, но все-таки выразив готовность пересмотреть его дело, нашло "золотую середину".
Однако общественный сектор Джавахети с этим решением не согласен. Сам Чахалян уже выступил с заявлением, в котором требует выпустить его на свободу в качестве политического заключенного. В Джавахети считают, что молчание и осторожные комментарии со стороны Армении вызваны желанием не помешать процессу освобождения Чахаляна из тюрьмы хотя бы в качестве обычного заключенного, что наконец закроет эту главу "армяно-грузинской негласной драмы".
Аршалуйс Мгдесян, http://www.georgiatimes.info