Политики должны выстраивать государственность, но не вынуждать Церковь прикрывать коптов как щитом от насилия и несправедливости, чинимых титульной мусульманской общиной.
Среди предложений, представленных правящей партией «Братья-мусульмане» вновь избранному Папе коптскому и настоятельно рекомендованных в качестве «программы действий» по духовному руководству христианской общиной, ключевым были «всемерная поддержка высокочтимого исламского шариата, искоренение светскости и упразднение политической роли Церкви».
Выходит, если «Братья» дают такой наказ официальному главе христианского духовенства и паствы, разночтений быть не может: это призыв отойти в сторону от исполнения главной миссии, которая ему доверена коптами и ради которой его избирали и возносили на столь высокий престол.
«Братья» в который уже раз выдали себя с головой, расписавшись в неумении и нежелании разглядеть, понять египтян как единый народ, как социум: христиан, мусульман, правоверных, светских. Куда проще подтягивать всех под свой образ и подобие, искренне уверовав в то, что их соотечественники – безнадежные религиозные фанатики…
«Программа действий», предложенная Папе «братьями», свидетельствует об их уверенности в том, что люди безропотно пойдут за призывами их доктрин и под их знаменами. Кем бы они ни были. Правоверные, неверные, католики, гяуры, копты, буддисты…
Но вот мы узнаем, что Папа коптский Тавадрос II – одна из форм имени Теодор, «Дар Божий» - нареченный при рождении Ваги Сабхи Баки Сулейман, достаточно твердо пытается увести верующих подальше от политики. Чему он и был всегда привержен в своем далеком и недавнем прошлом. Следует добавить, что Тавадрос в сане епископа возглавлял Церковь в провинции Бахира, где установил добрые отношения с «Братьями-мусульманами»: большинство их сподвижников проживают именно в этих краях.
Еще одно обстоятельство вызывает недоумение. Как выясняется, советы, назидания и рекомендации Папе исходят от группы людей из приближенного к центру «дивана»- канцелярии, в чью прямую обязанность и входит «смешение религии с политикой». А как же иначе? Ведь мы имеем дело с неожиданным историческим явлением нашей эпохи – восхождением политического ислама. Правда, «братья» успели и здесь опростоволоситься. Об их воззрениях в народе судят так: это «неправильные политики», они на другом, противоположном берегу…
Египетские копты составляют 10 процентов населения страны. И никогда не занимали высоких постов в правительстве, в армии, руководящих должностей на фирмах, предприятиях, в клиниках… Не возглавляли университеты, колледжи… Несмотря на то, что количество вузовских выпускников среди коптов намного выше, чем среди мусульман.
В Египте годами не строятся новые церкви, не отводятся места для христианских кладбищ. Столкновения между коптами и мусульманами часто перерастают в настоящие побоища. Папе предстоит улаживать локальные конфликты, масштаб которых существенно увеличился после революции 25 января. Ему придется убеждать власти, что коптам нужны новые церкви и воскресные школы, а потом объяснять своей пастве, почему их просьбы были оставлены без внимания…
Избрание Папы породило надежду на то, что в отношениях между Церковью и исламистским режимом возникнет новый, благодатный климат. Мы полагали, что государство гарантирует всем нам защиту и безопасность, воцарятся, наконец, подлинные справедливость и равноправие всех перед лицом закона, и из нашего лексикона постепенно вытравится такое расистское сквернословие, как «большинство и меньшинство». Но, похоже, время безнадежно упущено…
Если б все это не было столь виртуально… Тогда логичным был бы призыв исламистов христианской церкви держаться подальше от политики. Посыл достаточно нравственный: Богу - богово… И пусть духовники всех мастей и религий занимаются своим делом и не вмешиваются в политику.
Политики должны выстраивать государственность, но не вынуждать Церковь прикрывать коптов как щитом от насилия и несправедливости, чинимых титульной мусульманской общиной.
Поступают очень тревожные сообщения. Оправданы четверо салафитов, которые отрезали ухо христианину в Южном Египте. Бездействие и беспомощность полиции, не реагирующей на произвол местных шейхов. Резко возросшие при исламистах беззаконие и насилие. В сентябре небольшую коптскую общину изгнали из местечка Рафиах на полуострове Синай. Столкновения и беспорядки на религиозной почве в Вади-Натрун…
И постоянное ощущение надвигающейся острой и непримиримой схватки между исламистской властью и коптской Церковью. Ее духовный лидер, похоже, не желает мириться с «новым порядком» и находит в себе смелость и отвагу декларировать главный принцип своего правления: мы не позволим исламизировать Основной закон Арабской республики Египет.
Как сказал один из прихожан, «при отсутствии у нас гражданского общества и четко очерченных прав граждан коптам ничего не остается, как стучаться в двери церкви, нашего последнего прибежища…».
Быть может, тот наказ «братьев», «программа действий», предложенная Папе, с которой мы начали нашу беседу, была неуклюжей, постыдной оговоркой… И Мухаммед Мурси не сегодня- завтра волевым президентским решением выправит недоразумение… Исправит ошибку…
И начнет с чистого листа вместе с Папой Тавадросом II строить новые, подобающие отношения между Государством Египетским и его гражданами-коптами.
Не принуждая их модифицировать, корректировать и даже искажать свои мировоззрение и религиозные предпочтения в угоду правящей элите…
Лишь бы только их признали… На равных.
Все может быть… Страна проживает только начало новой жизни…
Ильяс Харфуш ("Dar Al-Hayat", Ливан)
http://www.armtoday.info