Читаю прессу и смотрю телевизор в связи с последними терактами в метро и вижу много естественных чувств: возмущение, гнев, боль, сопереживание, чувство удовлетворения быстрыми и слаженными действиями спасателей и врачей, но не вижу главного. Почему-то никто не задаётся вопросами, а чего добиваются террористы, какой результат они хотят получить? И добиваются своего или нет? Оговорюсь сразу, что здесь и дальше речь идёт не о зомбированных исполнителях, а о тех, кто проплачивает, организует и направляет подобные действия.
Противником этих сил является государство и, безусловно, в конечном итоге именно разрушение государства является их целью.. Но идут они к этому по большей части не через прямые атаки олицетворяющих государство объектов, скажем, к примеру, через подрывы правительственных учреждений или баз силовых структур, а чаще всего убивая без разбору ни в чём не повинных мирных людей разного возраста, пола, национальности и религии, по несчастливой случайности оказавшихся на месте теракта.
Принято считать, что действуя таким образом, террористы стараются посеять среди населения страх, который вынудит людей требовать у правительства уступок требованиям террористов. Однако если такой расчёт в какой-то мере может быть понятным при действиях в других странах, то в условиях огромной России ограничиваться только таким объяснением мотивов поведения террористов будет явно недостаточно. Ведь никто же не может быть настолько наивным, чтобы всерьёз полагать, что уход из жизни нескольких десятков обычных граждан, может так серьёзно ослабить мощь государства с населением в почти полторы сотни миллионов, что заставит его менять свою политику. Для чего же идеологи терроризма всё же практикуют такие, вроде бы логически немотивированные акции? Почему при этом зачастую демонстративно проявляется казалось бы бессмысленная жестокость (к примеру, с отрезанием голов заложникам перед кинокамерой, или лишением воды детишек в Беслане)? Не знаю, можно ли эти существа называть людьми, но считать их заурядными маньяками, которые получают удовольствие просто от самого процесса пролития крови случайных людей, наверное, в данном случае было бы недопустимым упрощением. И уж точно не стоит считать их глупцами, которые абы как выбирают свои мишени. Исходя из этих посылов и попробуем выяснить, почему они действуют так, а не иначе?
Полагаю, что ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Действуя таким образом, они знают, что добьются у людей нужной им реакции: возникновения вполне естественных чувств – гнева, лютой ненависти и даже жажду мести по отношению к себе. Но они прекрасно знают и другое: в силу своего менталитета многие, не видя перед собой конкретного террориста, перенесут эти негативные чувства на своих ни в чём не повинных сограждан: соседей, сослуживцев или совершенно незнакомых людей лишь по одной причине, что они имеют с террористом одинаковую национальность, религию или просто похожий цвет волос. Не только страх, но и вытекающая из него ненависть – вот главные составляющие явления, именуемого ксенофобией. К сожалению, такая психология наличествует не только среди рядовых обывателей, порождая среди них скинхедов и прочих националистических экстремистов, но нередко встречается и среди чиновников, представителей силовых структур и прочих тех, кто отождествляется с властью. И, пожалуйста, цель террористов достигнута. Подвергаясь незаслуженным оскорблениям, дискриминации, а подчас и физическому насилию, значимое число уроженцев Кавказа (а именно они являются сейчас объектом такого воздействия) перестают ощущать Россию как свою большую Родину, а некоторые из них проникаются «правотой» дела, которому служат террористы, и примыкают к ним. Таким образом добропорядочных патриотически-настроенных граждан у страны становится меньше, а вот рекрутов у террористов больше. Вот та осязаемая «выгода», которую получают террористы, творя свои чёрные провокации.
Ну а те, кто под видом противостояния им, но, по сути, способствуя, организуют скинхедов и преследуют сограждан в зависимости от внешнего вида, без сомнения являются другим звеном этой продуманной террористической цепочки.
Истинная цель разномастных идеологов и организаторов террора в нашей стране – это вбить клин между различными составляющими многонационального народа России, посеять между ними вражду, которая по их замыслам должна привести наше государство к разрушению. И надо признаться, что кое-каких успехов они уже достигли.
Ежегодный список лиц, погибших от рук националистических экстремистов, столь же внушителен, как и список лиц, погибших в результате терактов. А ведь у каждого из этих безвинных жертв терроризма любого толка были родные, близкие, друзья и, как следствие, различные части нашего общества уже не так однородны в своём восприятии друг друга, как это было ещё совсем недавно. Ситуация постепенно накаляется и если эта тенденция будет сохраняться, то впереди нас ждут серьёзные катаклизмы.
Однако сложившаяся ситуация – результат действий не только сил, в открытую исповедующих террор в разных формах. Не оказывая нужного им воздействия на общественное мнение, их действия полностью потеряли бы всякий смысл и прекратились бы. А на информационно-пропагандистском поле их возможности очень ограничены. Обыватели в подавляющей своей массе черпают свои впечатления не из экстремистских сайтов, а глядя на рамку телевизора или читая известные газеты. И здесь очень эффективно в нужном им направлении работают наши СМИ, вольно или невольно представляя собой необходимое звено, придающее завершённый вид конфигурации, обеспечивающей достижение террористами своей цели стравливания между собою различных составляющих нашего народа.
Прессу называют четвёртой властью, но следовало бы признать, что являясь могучим рычагом влияния на формирование общественного мнения, она превосходит первые три в вопросе ответственности за настрой людей. Журналисты не любят, когда их обвиняют в подобных грехах, заявляя, что они только выполняют свой профессиональный долг и всего лишь доводят до сведения читателей известные им факты, а как к ним относиться, люди определяют сами. Это, конечно же, не так. Разных фактов существует море и от того, как они подаются, какие из них озвучиваются, а какие нет, зависит восприятие населением происходящих событий.
К примеру: почему уже через час после теракта, имея в наличии только лишь оторванную голову предполагаемой смертницы (даже не установив её личность), можно было говорить о северокавказском происхождении данного теракта (конечно, очень даже вероятном – но не установленном, а предположительном), а вот о национальном составе и конфессиональной принадлежности жертв, спасателей, правоохранителей, врачей, лиц, сдающих кровь, никто ни слова не сказал до сих пор? Ведь среди этих людей «кавказский след» просматривается гораздо более весомо и аргументировано. Если бы это было сделано, то население восприняло бы происшедшее так, как оно есть на самом деле, то есть как атаку бандитствующих экстремистов на весь многонациональный российский народ, который объединён общим горем, оплакивая свои жертвы, и который един в своём стремлении помочь пострадавшим и уничтожить бандитов. И весь негативный эффект, которого добивались организаторы теракта, был бы сведён на нет.
Но такой, казалось бы, вполне напрашивающийся в нынешней обстановке, шаг не был сделан, соответствующий набор фактов замалчивался и национальный мотив прозвучал, только в версии происхождения теракта. Поэтому рассуждая о происшедшем, большинство обывателей держат в сознании, что «опять эти кавказцы напали на русских, надо гнать их отсюда и отгородиться от Кавказа пограничной стеной». В результате угрозы и новые нападения, теперь уже целенаправленно на кавказцев. То есть тот же терроризм, хоть и в другой форме.
Так что организаторы теракта в метро могут быть вполне довольны, нужный им эффект они получили, обстановка вновь накалилась и свою важную роль в этом неблаговидном деле СМИ сыграли сполна.
Что же является причиной такого поведения СМИ? Могут сказать, что недопоняли, недоосмыслили как «слово наше отзовётся». Охотно верю, что в подавляющем большинстве случаев так оно и есть. В большинстве, но не во всех. Если в отношении новичков в журналистике такое поведение ещё можно списать как результат низкого профессионализма, на незнание, то никак не приходится предполагать такое в отношении маститых «акул пера», великолепно владеющих приёмами пропаганды.
Поэтому приходится говорить о явной ангажированности определённой и влиятельной части СМИ, свидетельством чему является море фактов тенденциозности, которые скопились за многие годы. Приведу всего лишь один из них, который напрямую связан с темой освещения явлений терроризма.
Армяне становились жертвами почти всех терактов осуществлённых в новейшей истории России: Каширское шоссе, Гурьяновская улица, Будённовск, Беслан, Пушкинский переход, Павелецкое метро и т.д., включая последние взрывы на станциях Лубянка и Парк культуры. Во всех списках погибших можно встретить армянские фамилии, и общее их количество составляет внушительную цифру более полусотни человек. Поэтому у армянского народа, помимо естественного чувства сопереживания горю других, есть и веские личные причины испытывать сильные чувства боли от утрат и гнева в отношении террористов. Конечно, об этом резко отрицательном отношении армян к террору пресса не пишет, но никакого возмущения это у нас не вызывает. Мы не лучше других, и если о них не пишут, то почему должны выделять нас?
Возмущение появляется, когда, включив телевизор или развернув газету, мы в очередной раз слышим или читаем историю про армянских террористов.
История России, начиная с царских времён и до наших дней, насчитывает несколько тысяч эпизодов связанных с террором. Особенно много их стало за последнее десятилетие. Однако любой специально не подготовленный человек навскидку сможет назвать лишь несколько из этого огромного океана случаев. Но среди них обязательно будет упомянут теракт 1977 года в московском метро. Почему это так? Да просто потому, что этот случай привлёк пристальное внимание пишущей и вещающей братии, и было сделано всё, чтобы крепко вбить его в память людей.
С точки зрения обычной логики понять это невозможно. Ведь и до и после 1977 года было множество терактов и даже с гораздо более ужасными последствиями, особенно в последние годы. Но почему-то именно этот давний случай занимает совершенно особенное место в информационном освещении проблемы терроризма. По нему сняты фильмы, которые много-много раз прокручивались по всем телеканалам, написана куча статей, его непременно упоминают, когда обсуждают другие случаи, и всё это делается так часто на протяжении последних лет, сколько не делалось в отношении всех других терактов вместе взятых, и можно смело подавать заявку для регистрации этой темы в книге рекордов Гиннеса, как самой популярной.
Причём, тех, кто обращается к этой теме, совершенно не волнует сомнительность виновности осуждённых. Хотя хорошо известны высказывания на этот счёт академика Сахарова и других правозащитников того времени. Могу добавить к ним и услышанное собственными ушами высказывание Артёма Сарумова, адвоката, непосредственно участвовавшего в процессе. Этому лишённому сантиментов человеку, преданно служившему советской власти верой и правдой, заслужившему множество правительственных наград участнику ВОВ и ранее работавшему военным прокурором в ранге полковника юстиции, было поручено осуществлять защиту подсудимых. Уже много лет спустя, рассказывая о процессе, он не мог скрыть своего возмущения, говоря о том, что обвинение так и не предъявило сколько-нибудь существенных доказательств вины осуждённых, а весь процесс с заранее предрешённым исходом проходил с вопиющими нарушениями закона.
Однако не этот момент является темой настоящей статьи и поэтому отойдём от него и будем считать, что советский суд (как известно, самый справедливый в мире) не мог приговорить к смерти невиновных.
Но с чего это вдруг именно этот стародавний случай, происшедший совсем в других условиях, ещё в советскую эпоху, обрел вдруг такую актуальность в наше время?
Дело в том, что отличие этого теракта от великого множества других, совершённых до него и после него, заключается в том, что это один-единственный случай при котором осуществление теракта приписано армянам. И совсем неважно, что армяне абсолютно никаким боком не имеют отношения к терроризму, осуществляемому в современной России (если, конечно, не учитывать жертвы, которую они несут как и многие другие). Нелепый и небывалый раж, с которым тиражируется информация о событиях уже далёкого 1977 года можно объяснить только тем, что они дают отличный повод внедрить в сознание напуганного обывателя образ армянина как террориста. Дальнейшая реакция обывателя в отношении армян легко предсказуема. Собственно сейчас уже и нет нужды в предсказаниях. Мартиролог армян, погибших в России от рук экстремистов, представляет собой внушительный список, вполне сопоставимый со списком погибших в результате терактов.
Но если кто-то подумает, что эта политика инспирируется какими-то влиятельными армянофобами, то это будет грубой ошибкой. Армяне живущие в России тут ни при чём, они всего лишь средство. Их «вина» заключается лишь в том, что их Родина – Армения, это не только верный союзник России, но и единственная страна Южного Кавказа, где есть российские военные базы, играющие важную стратегическую роль для контроля ситуации во всём регионе. Опять же легко предсказать, что народ Армении не станет вечно сохранять такое положение, если в отношении их соотечественников в России будут осуществляться регулярные экзекуции, а лишение этих баз станет существенным уроном для безопасности России.
Вот какая глобальная задача решается теми, кто на пустом месте, не жалея сил, создаёт липовый образ армянина-террориста и инспирирует армянофобию во многих других проявлениях. Если понять истинные мотивы, двигающие этими людьми, то вся кажущаяся бессмысленная нелепость их действий отпадает и всё обретает чёткую логику.
Что же можем делать мы в ответ на такие действия?
Свобода слова есть величайшее достижение демократии, и мы не можем запретить кому либо публиковать то, что он считает нужным даже и через суд.
Но мы можем сказать, и говорим: «Маска, я тебя знаю. Ты рядишься в тогу борца с террористами, но это только для вида. Твоя истинная мишень – наша страна Россия»
Гегам ХАЛАТЯН