В последние годы все труднее становится ответить на вопрос: чем для нас является озеро Севан - водной жемчужиной Армении или источником орошения сельскохозяйственных земель? Традиция использовать воды горного озера на ирригацию появилась у нас давно, но в то время правительство не провозглашало неуклонный рост уровня Севана одной из важнейших национальных задач. Поэтому, когда к концу лета 2008 года кабинет министров, ссылаясь на продолжительную засуху, добился принятия парламентом соответствующих поправок в законодательстве, экологи подняли сильный шум. Несмотря на все протесты в обществе, было решено, что объем попусков воды из озера Севан увеличивается до 360 млн кубометров в год.
Недоумение в то время вызывало одно серьезное обстоятельство: почему необходимость в попусках возникла только в конце сезона ирригации? Видимо, для того, чтобы исправить прошлую оплошность, правительство на сей раз предусмотрительно решило заявить о намерении увеличить попуски воды из Севана не к концу, а к середине оросительного сезона. В итоге пару недель назад парламент одобрил законопроект, согласно которому попуски воды из озера будут увеличены. По официальной версии, дополнительные 150 млн кубометров воды направят на орошение около 40 га сельхозугодий.
Но самое интересное в том, что Государственный комитет по водным ресурсам объяснил подобное решение дефицитом оросительной воды в связи с высокой температурой воздуха и малыми осадками. Как назло, природа сама решила поставить под сомнение целесообразность принятого решения, а главное, свести на нет все доводы о предстоящей засухе: с момента одобрения законопроекта в последних числах июня в Армении начались непрекращающиеся дожди.
Допустим, что сельскохозяйственные земли действительно нуждаются в дополнительных источниках орошения и попуски воды из Севана оправданы. Тогда, каков эффект от такого шага? На днях директор Офиса по реализации программ Государственного комитета водного хозяйства Министерства территориального управления РА Адибек Казарян заявил, что вода из Севана, прежде чем дойти до сельчан, проходит примерно 150-200 километров пути, где теряется около 67%.
По его словам, вода проходит прежде всего по ирригационной системе ГЭС, где теряется около 7%, после этого она поступает в магистральные водопроводы, где потери составляют в среднем 30%, и около 30% воды пропадает во внутрихозяйственной сети. Ежегодно из озера забирается порядка 170 млн кубометров, а в этом году, как известно, эта цифра может возрасти до 320 млн кубометров.
Фактически на оросительные нужды остается лишь 30% воды. Стоит ли игра свеч, учитывая то обстоятельство, что Севан является стратегическим резервным источником воды, и его использование не может быть самоцелью? Более того, увеличение забора воды из озера может еще больше дестабилизировать экосистему Севана, которая и в настоящее время крайне нестабильна.
«Серьезные колебания уровня воды в озере Севан будут иметь отрицательное влияние на всю экосистему в целом и на популяцию рыбы в частности. Именно уменьшение уровня воды оказало отрицательное влияние на популяцию форели. В озере существовало 4 подвида форели, два из которых нерестились на прибрежной территории, и два - в руслах реки. 2 вида форели полностью исчезли, так как из-за снижения уровня воды стал невозможен нерест в прибрежной зоне. Кроме того, отрицательное влияние оказывает и изменение температуры воды»,- прокомментировал недавно предстоящее увеличение попусков воды из Севана директор Института гидроэкологии и ихтиологии НАН РА Бардух Габриелян. При этом он добавил, что правительство не консультировалось с институтом по поводу увеличения попусков воды.
Итак, на все эти негативные последствия мы соглашаемся во имя нужд сельского хозяйства, хотя, как было сказано выше, в ирригационную систему поступает всего 30% воды, которую забирают из озера. Заметьте, порядка 7% теряется в системах ГЭС. Понятно, что собственники этих станций - люди далеко не простые и в состоянии лоббировать свои интересы. Далеко не простые люди также и хозяева кафе, ресторанов и пансионатов, находящихся на берегу Севана. Из-за повышения уровня озера их собственность постепенно оказывается все ближе и ближе к воде, а через какое-то время может и вовсе оказаться под ней. Демонтировать все и перемещать на более высокий уровень стоит, естественно, больших денег. Может, легче уговорить чиновников увеличить попуски воды, мотивируя засухой и заботой о фермерах?
Как бы то ни было, Севан является самым важным объектом в плане запаса пресной воды, которая в скором будущем из-за дефицита будет стоять в одном ряду с нефтью по своей стоимости. Армения же вместо того, чтобы увеличивать запасы пресной воды, наоборот - их сокращает. Аналогичная ситуация и в Араратской долине, где армия рыбоводческих хозяйств бесконтрольно использует для своих нужд подземные воды с больших глубин. А это наши питьевые резервы, самая хорошая вода, которую хозсубъекты забирают, пропуская через свои бассейны.
Лиана СИРУНЯН, "Собеседник Армении"