21 июня т.г. в тбилисской гостинице «Старый Метехи» по инициативе общественной организации «Ассамблея тбилисских армян» состоялась предвыборная встреча представителей ряда политических партий с активом армянских общественных организаций.
Пресс-релизы и приглашения были разосланы всем основным партиям, как проправительственного блока так и входящим в оппозиционную коалицию, а также ведущим СМИ. Приглашения приняли и направили своих представителей лишь три оппозиционные партии – Республиканская, входящая в коалицию «Иванишвили – Грузинская мечта», «Демдвижение – единая Грузия» экс-спикера Парламента Грузии Нино Бурджанадзе и «Свободная Грузия» Кахи Кукава. От участия во встрече отказались и большинство армянских общественных организаций, а также получившие приглашение представители грузинской епархии ААЦ и Армянской католической церкви Грузии. Модератором мероприятия объявила себя Ирэна Оганджанова – координатор «Ассамблеи».
Встреча началась с протеста представителя Союза армян Аджарии, выразившего несогласие с единоличным решением модератора удалить прессу из зала. Сама встреча была построена в режиме вопросов-ответов, где представители армянских общественных организаций задавали вопросы представителям политических партий, а те отвечали на них. Большая часть вопросов касалась темы непризнания Грузией Геноцида 1915 года и статуса армянского языка, как регионального. Основная тяжесть ответов на непростые вопросы легла на представителя Республиканской партии, известного политолога Паату Закарейшвили и представителя «Демдвижения» Вахтанга Колбая, бывшего заместителя председателя Верховного Совета Абхазии в изгнании. Оба оппонента были солидарны во мнении, что Геноцид, безусловно, имел место и должен быть официально признан Парламентом Грузии, но только после признания его Турцией. Они же признали грубой ошибкой нынешнего состава Парламента, признавшего геноцид черкесского народа до признания геноцида армянского. Ответ на вопрос о региональном статусе армянского языка в районах компактного проживания армянского населения был более, чем уклончив, мол, признание такого статуса может помешать полноценному изучению государственного языка – грузинского.
В числе других были обсуждены предложения по увеличению представительства членов армянской общины в органах исполнительной власти, а также идея организации праймеров по отбору кандидатов от общины на выборах в Парламент страны.
Самое интересное на встрече началось с грубых попыток «модератора» пресекать попытки руководителей общественных организаций высказать свою позицию в отношении сложившейся накануне выборов ситуации. Так, ею была устроена подлинная истерика по поводу выступления руководителя Союза армян Тбилиси Михаила Татевосова, высказавшего свое мнение по поводу опасного характера националистических лозунгов «Грузинской мечты», грозящих возвратом в гамсахурдиевские времена шовинистического угара. Столь же беспардонной была реакция на выступление одного из немногих представителей интеллектуальной профессии в «ассамблее», ее соучредителя, пилота первого класса, председателя «Союза летного состава Грузии» Альберта Нурбекяна, который был вынужден прервать свое выступление и покинуть зал. Также поступили и руководители большинства армянских организаций, отказавшиеся от призыва «модератора» принять участие в обсуждении итогов дискуссии.
Все остальное было еще более загадочным. Оставшиеся на фуршет «ассамблейцы» «вдруг» обнаружили в зале подслушивающие устройства, замаскированные под горшок с цветами. Тут же была устроена блиц-конференция для «удаленных» из зала журналистов, которые удивительным образом на протяжении трех часов терпеливо дожидались «сенсации». В этот же день запрограммированная изначально «сенсация» была озвучена на оппозиционных телеканалах, как очередная провокация власти. На тех же каналах была многократно прокручена и видеозапись с камеры видеослежения, на которой целая бригада техников без какого-либо прикрытия работает в конференц-зале малюсенькой гостиницы, громко советуясь по теме «лучшего расположения» жучков. Все настолько шито «белыми нитками», что невольно напрашивается ответ на вопрос «кому была нужна провокация». Уж точно не власти, которая и без того была представлена на встрече парой-тройкой «казачков», ежедневно рвущих на грудях оппозиционные тельняшки, а по вечерам сдающих диктофонные отчеты в ее предвыборные штабы. И ни о какой «консолидации общины» речи не было, если судить по нервной реакции «модератора» на попытки отдельных наивных членов общины начать процесс этой самой консолидации, которая однозначно могла помешать сотворению «сенсации». Пророческим оказалось предвидение одного из бывших видных «ассамблейцев» Георгия Элибекова, который накануне обзванивал приглашенных и отговаривал их от участия в «провокации». Ему было виднее.
Азат Мелконян