Интервью с политологом Сергеем МИНАСЯНОМ.
- Г-н Минасян, как вы охарактеризуете поствыборную ситуацию в Армении?
- Не думаю, что Серж Саргсян и Гагик Царукян именно так представляли себе поствыборные процессы в республике. Не секрет, что республиканцы надеялись привлечь ППА в коалицию и тем самым укрепить свои позиции в преддверии президентских выборов. Кроме того, было очевидно, что если б ППА вошла в коалицию и на президентских выборах поддержала Сержа Саргсяна, то интрига исчезла бы полностью. Сейчас напряженность в политическом поле несколько снизилась, поскольку все те силы, которые играют хоть какую-то роль в политической жизни страны, в парламенте представлены. Впервые после 1995 года публичная политика переместится с площадей в парламент. Это уникальная для нас ситуация.
- Как вы думаете, удастся ли Национальному Собранию 5-го созыва наконец-то выйти из того заболоченного состояния, в котором наш парламент пребывает уже столько лет?
- В парламенте должны быть представлены все серьезные оппонирующие силы, и в данном случае так оно и есть. Одно дело, когда Грант Багратян критикует экономику на площади, Вардан Осканян рассуждает о недостатках нынешнего внешнеполитического курса страны в прессе, и совсем другое дело, когда эти люди уже в парламенте будут обращаться с серьезными вопросами к премьеру или, скажем, министру иностранных дел. Одно дело, когда оппозиция критикует власть на митингах, не имея при этом реальных рычагов воздействия, и совсем другое, когда она имеет наделенную определенными рычагами фракцию. Думаю, сейчас мы вступаем на новую ступеньку политической культуры. Могу со всей ответственностью заявить, что в смысле политических альтернатив Армения шагнула вперед. То есть прогресс имеется - мы уже не в политическом болоте.
- Как вы прокомментируете слухи о теневых договоренностях Сержа Саргсяна с лидером ППА Царукяном в контексте грядущих выборов президента республики? В частности, немало говорится о том, что Царукян взамен поддержки кандидатуры действующего президента может получить пост главы правительства.
- О главных договоренностях и интригах между ППА и РПА знают лишь два человека — Серж Саргсян и Гагик Царукян. До президентских выборов еще есть время, и переговоры, думаю, продолжатся, причем касаться они будут не только поста премьер-министра.
- Насколько вероятно формирование коалиции после президентских выборов?
- А это зависит от результатов этих самых переговоров и от исхода самих выборов. Что касается нынешнего отказа ППА войти с республиканцами в правящую коалицию, то, думаю, все дело в том, что лидеры ППА рассчитывали на большее, чем им предложили республиканцы. Может быть, более приемлемое для себя предложение ППА получит осенью, может - после президентских выборов. Летом политические силы будут отдыхать, а осенью начнется новая политическая борьба, новый этап политического торга.
- Как вы прокомментируете решение президента переназначить на пост премьер-министра Тиграна Саркисяна? Обусловлено ли это нежеланием главы государства в преддверии президентских выборов всерьез перетряхивать правительство?
- В последнее время все чаще, причем с разных сторон, звучит критика в адрес премьер-министра. И, думаю, приняв это решение, Серж Саргсян хотел продемонстрировать, что, несмотря на все разговоры, именно он решает, кто будет премьером. Разумеется, я не исключаю, что после президентских выборов главой правительства будет назначен новый человек, но на данный момент это было для президента вопросом принципа.
- Как вы оцениваете деятельность правительства Тиграна Саркисяна?
- Очень трудно дать объективную оценку, особенно если учесть мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 годов и его последствия. Армении удалось преодолеть этот кризис большей частью благодаря кредитам западных финансовых организаций. И в плане связей с международными экономическими организациями, с внешним миром деятельность Тиграна Саркисяна заслуживает всяческих похвал. Конечно, есть серьезнейшая проблема, связанная с собиранием налогов. Теневая экономика достигает угрожающих размеров. Проблема эта, к сожалению, лежит в политическом поле и связана с деятельностью олигархов. Одними лишь экономическими методами проблему эту не решить, премьер же обладает лишь экономическими, но не политическими рычагами. На этом поле у Тиграна Саркисяна есть определенные сложности. А на том поле, где он является профессионалом, я уверен, мы достигли больших успехов.
Лилит ОВАННИСЯН, "Собеседник Армении"