Сколько лесов осталось в Армении? На этот вопрос, как ни удивительно, ответа нет. По словам замдиректора ГНКО «Армлес» Рубена Петросяна, в последний раз статистика по данному вопросу публиковалась в 1993 году – в это время лесные территории составляли 334 тыс. га. После этого никаких статистических данных не публиковалось. Впечатление такое, что тот же «Армлес», который получает ежегодно 700 млн. драмов (около $1,8 млн.) из госбюджета и который должен раз в 5 лет публиковать статистику, не так уж и заинтересован в этом.
Однако недавно Германское общество индустриального сотрудничества (GIZ) провело дистанционное зондирование, при помощи которого лесные земли были оценены в 332 - 333 тыс. га.
Получается, в Армении за 17 лет было посажено всего 1,7 тыс. га леса, что, конечно, не имеет ничего общего с реальностью.
Другой вопрос – качество леса. Дистанционное зондирование его не раскрывает. В ходе вырубок меняется и состав леса – вместо дуба и бука начинает расти граб. Кроме этого, лес редеет.
Существует и официальная статистика незаконной вырубки деревьев. В 2011 году она составила 3216, из которых 2488 – на территориях «Армлеса», 656 – на особо охраняемых территориях, 752 – на общинных землях. О достоверности этой статистики свидетельствует тот факт, что на каждые 100 гектаров приходится всего 1 срубленное дерево. Каждый живущий в Армении человек может подтвердить, что вырубки носят более массовый характер. Следовательно, контроль за лесом оставляет желать лучшего.
И это при том, что был создан Центр лесного мониторинга, который в год получает 54 млн. драмов (около $140 тыс.) для предотвращения незаконных вырубок и пресечения перевозок незаконной древесины. Когда мы спросили директора центра Артура Алавердяна, известно ли ему о промышленной вырубке леса, он ответил, что в настоящее время вопрос изучается. Тогда как журналисты давно выяснили, что лес в Армении вырубается для производства паркета.
Однажды директор «Армлеса» Мартун Матевосян отметил, что важна не вырубка, а посадка. Полностью согласны. Но получается, что бюджет не финансирует лесопосадки, которые ведутся за счет собственных доходов «Армлеса». В результате в 2011 году было посажено 28 га в сравнении с 400 га в 2009 году. Подобная статистика дает повод для размышлений. Может быть, вместо всевозможных мониторингов и лесных хозяйств направить сэкономленные средства на посадку лесов – даже при заказах на них по рыночным ценам. Речь идет примерно о 80 млн. драмов, на эти средства можно сажать 1000 га леса в год.
Словом, пора возвращать лесу отнятые богатства, иначе потом будет поздно.
Самвел Авакян
Новости Армении - NEWS.am