6 декабря в Вильнюсе в рамках 18-го заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ главами МИД Армении и Азербайджана Эдвардом Налбандяном и Эльмаром Мамедъяровым, министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, госсекретарем США Хиллари Клинтон и министром по европейским делам Франции Жаном Леонетти было принято совместное заявление. Если попытаться определить главные императивы данного документа, то, пожалуй, можно выделить два положения, которые в ситуации, сложившейся ныне в зоне азербайджано-карабахского конфликта, действительно представляют актуальность. В заявлении, во-первых, отмечается важность продолжения переговоров в формате Минской группы ОБСЕ и улучшения климата для достижения прогресса. Во-вторых, подчеркивается необходимость дальнейших усилий для работы над деталями механизма по расследованию инцидентов в зоне карабахского конфликта, о котором говорилось в совместном заявлении президентов Армении, Азербайджана и России, сделанном в марте 2011 года в Сочи. И, кроме того, главами делегаций США, России и Франции однозначно было констатировано, что военного решения карабахской проблемы не существует. Судя по содержанию заявления, в котором акцент фактически сделан на создании благоприятной атмосферы для продолжения переговоров, ни стороны конфликта, ни представители стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ особых иллюзий относительно перспектив урегулирования конфликта не питают. И хотя 6 декабря в том же Вильнюсе министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что «переговорный процесс по нагорно-карабахскому урегулированию продолжается весьма интенсивно под эгидой трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ», очевидно, что «интенсивность» результатов пока не принесла и надежд в настоящее время не вселяет. По крайней мере, Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис днем раньше не без доли скепсиса заметил, что «даже если мы на миллиметр продвинемся в решении затяжных конфликтов, то это можно считать успехом». Примечательно, что и в начале текущего года, когда господин Ажубалис принял обязанности Действующего председателя, его специальный представитель также отметил, что ОБСЕ является организацией, в которой достигнутый прогресс измеряется миллиметрами. И оговорился, что Литве едва ли удастся добиться прорыва в разрешении затянувшихся конфликтов. Искренность, заслуживающая уважения.
И действительно, сегодня объективно нет предпосылок к тому, чтобы призыв сопредседательства Минской группы ОБСЕ ко всем сторонам двигаться «от неприемлемого статус-кво к мирному урегулированию» был на практике реализован. Полагаем, это прекрасно понимают и сами посредники, хотя и пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Полагаем, понимают они и причину нынешней стагнации в процессе урегулирования, а точнее, знают истинного ее виновника. И хотя в соответствии со своей дипломатической практикой паритетного подхода они в равной мере адресуют совместные заявления всем сторонам конфликта, выше упомянутый документ, без сомнения, направлен в первую очередь Азербайджану.
Судите сами. Призыв к продолжению переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ может быть адресован только и только Азербайджану, ибо именно он на протяжении вот уже долгого времени предпринимает попытки перенести обсуждение проблемы в иные форматы. Далее. Требование о необходимости дальнейших усилий для разработки механизма по расследованию инцидентов на линии соприкосновения продиктовано тем, что из-за инициированной Азербайджаном снайперской войны, от которой он никак не желает отказываться, крайне обострилась ситуация в зоне конфликта и возрос риск возобновления полномасштабных боевых действий. И, в-третьих, именно официальный Баку перманентно твердит о намерении разрешить конфликт силой, и, следовательно, утверждение посредников о безальтернативности мирного решения карабахской проблемы относится только к нему.
Конечно, надо отдать должное сопредседателям Минской группы, которые делают все от себя зависящее для поддержания переговорного процесса. Вот и в ближайшее время, как отмечалось в столице Литвы, при посредничестве стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ возможна встреча президентов Армении и Азербайджана для продолжения прямого диалога. Но способны ли сегодня международные посредники изменить сложившуюся ситуацию? Едва ли. В свете вышеизложенного для этого, прежде всего, должна претерпеть изменения позиция самого Азербайджана. А шансов на это как не было, так и нет, поскольку Баку односторонне трактует принципы урегулирования конфликта и превратно понимает нормы международного права, да к тому же на государственном уровне ведет антиармянскую пропаганду. И при этом еще позволяет себе эмоционально возмущаться, что работа Минской группы не дает должного результата. Между тем Азербайджану следовало бы оперировать фактами, а не эмоциями. А факты таковы, что на дворе – не год 1988-й, к которому пытается вернуть ситуацию Баку, и Нагорный Карабах, в его интерпретации, не «часть Азербайджанской Республики», а независимое государство НКР со своими суверенными правами, с коими следует считаться. Понимание азербайджанской стороной этой истины позволило бы продвинуться в процессе урегулирования конфликта. Причем даже не на миллиметры.
Азат Арцах