В субботу министр иностранных дел Франции Ален Жюпе прибудет с официальным визитом в Анкару. Судя по всему, его там будет ждать совсем не теплый прием. Связано это с весьма резкими заявлениями, с которыми выступил в Ереване президент Николя Саркози, пригрозивший Турции утверждением законопроекта о криминализации отрицания геноцида армян, если турки сами не осудят совершенные их предками преступления. Накануне визита Жюпе в крупнейших городах Турции проводятся антифранцузские демонстрации, в ходе которых дело доходит чуть ли не до публичного сожжения красно-бело-синих флагов Французской Республики.
В пятницу такая акция состоялась в Стамбуле. Провела ее оппозиционная Партия националистического движения. Демонстранты, скандируя оскорбления в адрес Саркози, прошлись шествием от площади Таксим до французского консульства, сотрудникам которого передали резолюцию с требованиями. Выступивший перед зданием диппредставительства глава стамбульского офиса партии Абдурахман Башкан заявил, что Саркози еще поплатится за то, что позволил себе неуважительное отношение к Турции. Лидер турецких националистов Девлет Бахчели также осудил президента Франции, назвав его заявление “грубым и невежественным”.
Давление на Париж пытаются оказывать не только турецкие оппозиционеры, но и представители политического руководства. Есть разные мнения о том, может ли все это сказаться на позиции Николя Саркози. По сведениям газеты “Хюрриет”, обсуждая со своими советниками реакцию турецкой стороны на свое заявление о геноциде армян, президент Франции сказал, что ни о чем не сожалеет. “Так или иначе, турки меня ненавидят. Так что нет никаких проблем”, — отметил он. Однако несколько иное мнение может сложиться о президенте Франции, если вникнуть в суть сообщения, распространенного накануне парижской прессой. Оказывается, Саркози поручил своему помощнику Жану Давиду Левиту, отвечающему в команде за внешние связи, любой ценой сгладить неприятные последствия своих ереванских выступлений. Президент уполномочил Левита пригласить посла Турции Тахсина Бурджуоглу в Елисейский дворец и “задобрить” его всевозможными посулами. Согласно публикациям турецких газет, помощник Николя Саркози заверил турецкого дипломата в том, что в Анкаре просто неправильно поняли президента, что, мол, в действительности он очень уважает Турцию и стремится к укреплению турецко-французской дружбы. Посол же воспользовался поводом для того, чтоб изложить весь список бед, которые свалятся на голову народа Франции, если Сенат утвердит принятый Национальным собранием закон о криминализации отрицания геноцида армян.
Кстати, аналогичного содержания угрозы посол Тахсина Бурджуоглу адресовал и влиятельному деятелю французской оппозиции Франсуа Оллану, который 16 октября был официально выдвинут кандидатом в президенты. В воскресенье Оллан одержал победу на предварительных внутрипартийных выборах, одолев со значительным преимуществом свою главную соперницу — лидера Социалистической партии Мартин Обри. Позиции левых на старте президентского избирательного марафона выглядят весьма впечатляющими. На эти тонкости предвыборного внутриполитического расклада мы смотрим, конечно же, прежде всего сквозь призму собственных интересов. Еще месяц назад большинству французских армян казалось, что у них уже есть конкретный ответ на вопрос — кого именно им следует поддержать на выборах. С одной стороны, был действующий президент, не сдержавший данное в 2007 году обещание добиться принятия закона об уголовном преследовании негоцианизма, а с другой стороны баррикады просматривался силуэт Франсуа Оллана, который в течение всей своей политической карьеры честно отстаивал интересы своих избирателей армянского происхождения. Но визит Николя Саркози в Ереван и сделанные им в Армении неожиданные заявления привели наших французских соотечественников в некую растерянность и смешал все карты. Теперь армяне вновь задумались. Ведь даже Шарль Азнавур, который обещал лично возглавить поход против Саркози, если тот не пересмотрит свое отношение к проблеме геноцида, нынче вроде бы склонен вернуться под знамена действующего президента. По крайней мере в ходе ереванского визита маэстро активно демонстрировал свою полную удовлетворенность политическим курсом, принятым главой государства.
Сражение двух полюсов французского политического поля за голоса армян нынче в самом разгаре. Первым в бой пошел Оллан. Месяц назад, выступая на встрече с армянскими активистами в городе Альфортвиль, он заявил, что независимо от исхода президентских выборов будет добиваться утверждения закона об уголовной ответственности за отрицание геноцида верхней палатой парламента. За этим последовало заявление, распространенное правящей партией “Союз за народное движение”. Сторонники президента Саркози призвали армян не верить социалистам. Они напомнили нашим соотечественникам, что в 2006 году значительная часть членов социалистической фракции голосовала против принятия закона о геноциде, в то время как неогиллисты поддержали документ без каких бы то ни было оговорок. “Социалисты не решались признать геноцид армян. Они желают превратить Турцию в члена Евросоюза. Заявление социалистов о внесении законопроекта криминализации отрицания геноцида в повестку является демагогией и популизмом”, — говорится в заявлении правящей партии. После этого уже сам Саркози ринулся в атаку, “бросив гранату с вытянутой чекой”. (Это его собственное выражение.) Президент направился в Ереван с государственным визитом, демонстрируя таким образом французским армянам степень своего уважения по отношению к их исторической родине. Подарив Армении статую работы Родена и “добив” турок предъявленным им “ультиматумом”, Саркози счел свою миссию выполненной, так как смог заставить французских армян вновь задуматься о верности сделанного ими выбора.
Но, несмотря на тонкую игру президента, самая влиятельная партия армянской диаспоры по-прежнему настаивает на том, что предпочтение следует отдать Франсуа Оллану. Организация “Армянская федерации Европы за справедливость и демократию”, являющаяся легальным крылом АРФ Дашнакцутюн, отчетливо заявила о полной и безоговорочной поддержке кандидата социалистов. Основанием для этого послужила прежняя проармянская деятельность Оллана. Этот политик действительно очень многое сделал для армян. В 2006 году именно он вместе с Патриком Деведжяном выступил инициатором принятия Национальным собранием известного закона, который до сих пор не решается ратифицировать Сенат. В начале мая этого года Оллан приложил немало усилий для того, чтобы довести начатое до логического завершения. Накануне решающего голосования в Сенате он обратился к своим единомышленникам с заявлением следующего содержания: “Сенат должен сделать свое дело добросовестно. Я обращаюсь ко всем сенаторам левого крыла с призывом непременно присутствовать на заседании и обязательно проголосовать в пользу законопроекта, устанавливающего уголовную ответственность за отрицание факта геноцида армян. Негоционизм является бичом общества. Как и расизм и антисемитизм, он должен караться. Я сделаю для этого все возможное”.
Если бы президентские выборы состоялись в следующее воскресенье, Франсуа Оллан скорей всего одержал бы победу. Причем если судить по данным социологических исследований, разница между голосами, поданными за него и за его соперника, была бы меньше численности армянской общины Франции. То есть совершенно справедливо будет утверждение о том, что французские армяне в состоянии предрешить исход предстоящих выборов. Теоретически так было всегда. Теоретически победивший президент должен был быть благодарен армянам за то, что они помогли ему стать президентом. А вот на практике эта благодарность проявлялась далеко не всегда. Сдержит ли Франсуа Оллан свои обещания, данные армянам, если станет главой государства?..
Артем Ерканян, "Новое время"