Политолог Сурен Суренянц в записи, озаглавленной как «Новый год – с новыми беззакониями», написал:
«Начало года власти Армении ознаменовали откровенным злоупотреблением государственным ресурсом, административными полномочиями и политическим влиянием.
Мероприятие, организованное в новогоднюю ночь на площади Республики, было проведено за счет государственного бюджета, то есть средств налогоплательщиков. Тем не менее, в продемонстрированные в ходе мероприятия изображения был включен символ – так называемое ״сердечкоˮ, которое в последние месяцы в общественном восприятии четко ассоциируется с Николом Пашиняном и пропагандистским поведением его политической команды.
Когда в содержание государственного мероприятия включается политически идентифицируемый символ, происходит нарушение принципа государственной нейтральности.
Праздничное мероприятие на площади Республики не может и не должно служить косвенной агитации какой-либо политической силы или лидера. Здесь нарушается фундаментальный принцип разграничения государственной власти и партийных интересов».
По словам политолога, если произошедшее на площади можно расценивать как нарушение институциональной этики, то случившееся в Талине уже носит явно уголовно-правовой характер.
«Согласно сообщению Арагацотнской епархии Армянской Апостольской церкви, в кануну Нового года в церкви Святой Богородицы в Талине был сорван чин благословения граната со стороны главы общины Тавроса Сапеяна и лишенного сана бывшего священнослужителя Арамаиса Тахмазяна. Во избежание столкновений и инцидентов духовенство и верующие были вынуждены покинуть церковь, после чего там, в присутствии главы общины и лишенного сана лица, была проведена фактически незаконная ״церемонияˮ.
Данным инцидентом были нарушены не только канонические церковные нормы, но и гарантированное законодательством Республики Армения право религиозных организаций на свободную и законную деятельность.
Особую тревогу вызывает последующее заявление главы общины о том, что во время Святой литургии не должно быть произнесено имени Католикоса всех армян», – пояснил он.
«Эти заявления свидетельствуют об административном произволе. Глава общины не обладает какими-либо полномочиями вмешиваться в церковный обряд или определять порядок духовных упоминаний. Подобное поведение может быть квалифицировано как воспрепятствование совершению религиозного обряда, что, согласно Уголовному кодексу РА, рассматривается как преступление.
Наиболее показательно отсутствие реакции правоохранительной системы. Тем временем, в канун Нового года по надуманным обвинениям в ״подкупе избирателейˮ арестовываются члены оппозиционной партии ״Айреникˮ (״Отечествоˮ), власть демонстрирует показную жесткость. А когда в это же время близкий к власти глава общины вмешивается в законную деятельность церкви, правоохранительные органы проявляют молчание и бездействие. Это классическое проявление избирательного правосудия, когда закон применяется не исходя из общественной опасности деяния, а из политической принадлежности нарушителя.
Глубинная проблема заключается в том, что подобное поведение на местах не формируется стихийно. Оно подпитывается политическими сигналами, идущими сверху. Публичные выступления и прямые эфиры Пашиняна в преддверии Нового года, направленные на формирование враждебного отношения к церковному институту, создали среду, в которой представители местной власти считают себя вправе переступать границы закона и морали.
Политическая риторика таким образом превращается в руководство по поведению, последствия которого затрагивают не только церковь и верующих, но и все общество – в виде продолжающегося падения доверия к государственным институтам.
События, зафиксированные в новогодние дни, являются звеньями одной цепи и свидетельствуют о партийной приватизации государственного ресурса, злоупотреблении административными полномочиями и избирательном применении правовой ответственности.
Если правоохранительная система не отреагирует на инцидент в Талине и не предотвратит возможное повторение 6 января, это станет явным поражением идеи не только церкви, но и правового государства.
Государство, которое не защищает закон независимо от политического положения нарушителя, перестает быть справедливым государством и превращается в инструмент самозащиты власти», – резюмировал Суренянц.
Panorama.am