Кто является главным фаворитом на этих выборах в Совет старейшин Еревана? Чего ждут ереванцы от выборов — избрания «менеджера, ответственного за уборку мусора» или для них это политический выбор, первый шаг для смены действующей власти? На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил руководитель армянского представительства "GALLUP International Association" Арам Навасардян.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ - https://yerkramas.org/block/144/Samoe-populyarnoe
АРМИЯ - https://yerkramas.org/ru/menu/38/army/
- Стартовала предвыборная кампания в Совет старейшин Еревана, в которой участвуют 14 политических сил. По Вашему мнению, кто будет главным фаворитом на этих выборах?
- Сейчас, на данном этапе, говорить о фаворите довольно сложно, потому что, по нашим предварительным оценкам, которые мы опубликовали где-то месяц назад, нельзя сказать, что есть явный лидер. Потому что самый большой процент был у Тиграна Авиняна, но он составил 9,3%, то есть нельзя считать, что это выигрышная позиция. Но в то время у нас не были поданы заявки на участие в выборах, то есть это все было предположением, основанном на мнении людей о том, кто может баллотироваться в Совет старейшин.
Сейчас уже другая ситуация. Как Вы отметили, есть 14 политических партий и блок, которые претендуют на пост мэра Еревана. Но, если смотреть более реалистично на возможности, я не думаю, что у более, чем 4-5 партий есть реальный шанс пройти четырехпроцентный барьер. Остальные, к сожалению, порядка 5-7 партий, которые, я думаю, и они сами уверены в том, что не пройдут этот барьер.
Другой вопрос, зачем они вообще подали заявки? Им интересна сама, скажем так, такая игра. В некоторых случаях, я думаю, есть договоренность с правящей партией, чтобы создать дополнительный, скажем так, информационный шум. И второй мотив состоит в том, что, если они пройдут, они могут быть в коалиции с правящей партией.
- И все же, кто сейчас главный фаворит? Кандидат от правящей партии Тигран Авинян?
- Исходя из тех цифр, которые были, да, можно сказать, что пока что он. Но нужно учитывать, что этот рейтинг, озвученный по Тиграну Авиняну, он учитывает также то, что они – правящая партия, и, соответственно, госресурс, который есть, он играет только на его стороне.
Но опять же сейчас уже четвертый день предвыборной гонки, я очень надеюсь, что в течение недели у нас сформируется предварительная картина. На следующей неделе, 31 августа, мы постараемся опубликовать результаты нового опроса, который начнем делать 28 числа, и на этом фоне уже можно будет говорить о каких-то предварительных фаворитах гонки.
- Чего ждут простые ереванцы от этих выборов? Они хотят выбрать просто «менеджера, ответственного за уборку мусора» или для них это политический выбор, первый шаг для смены действующей власти, как заявляет ряд участников выборов?
- По нашим данным, должность мэра для большинства людей считается как должность менеджера, меньшее количество людей считает, что это такая политическая должность. Хотя если сравнивать с нашим недавним исследованием, разрыв между этими двумя понятиями чуть уменьшился. То есть они становятся все ближе и ближе, равнозначными в восприятии. Где-то половина населения считает, что это должность менеджера, другая половина считает, что это политическая позиция.
Но тут вопрос в другом: как сами партии это восприняли, и как они сами ведут свою агитацию, для чего они ведут агитацию. И, в принципе, я не думаю, что эти два понятия взаимоисключающие. Они не взаимоисключающие, они могут друг друга дополнять. То есть не надо проводить скажем агитацию и позиционироваться, что это только политическая должность. И соответственно, те проекты, те идеи, которые пытаются представить сейчас нашему населению, они должны быть только политического характера. Вопросы, связанные с Нагорным Карабахом, со смещением правящей партии, все это не мешает наряду с этим представлять какие-то концептуальные моменты по развитию самого города и, наоборот.
Еще могу отметить, что, по моей личной оценке, то, что я вижу на протяжении этих нескольких дней, у меня такое ощущение, что никто особенно и не хочет агитировать, никто на сто процентов не выкладывается. Начиная от правящей партии, заканчивая партиями, которые себя позиционируют как оппозиция. То есть если смотреть на их артикуляцию и месседж, который они дают, то все тринадцать партий являются оппозиционными. Конечно, это каждый сам будет решать, кто прав, кто не прав, кто честен, но я опять же не вижу серьезной подготовки и серьезной кампании. На данный момент что-то серьезное я видел — это Мане Тандилян и Тигран Авинян делают. Есть какие-то, конечно, встречи и пиар-кампании в соцсетях. Это и Давид Хажакян, и Виктор Мнацаканян делают. И на этом фоне, конечно, Теванян с блоком «Мать Армения», с которым они идут, они тоже активны.
Но нельзя сказать, что все остальные очень активно ведут какую-то программу. Остальные партии, которые, по моему мнению, создают больше информационного шума, не хочу называть это мусором, но в некоторых кругах называют это информационным мусором, они, я думаю, или ничего не делают или то, что они делают, оно мешает восприятию остальных основных игроков. Потому что граждане должны будут услышать 14 разных месседжей, потом понять, кто что сказал, кто сказал правильно, кто сказал честно и, соответственно, из этого выбирать. Классический подход. Но я очень надеюсь, что после недели этой кампании что-то прояснится. Это мое личное мнение, может быть я что-то не увидел, не услышал, но в понедельник мы начнем опрос и опубликуем данные к 31 августу.
Айк Халатян, https://verelq.am/