Согласно опубликованным Статкомитетом РА данным, в августе этого года зафиксировано падение валового объема сельскохозяйственной продукции по сравнению с августом прошлого года почти на 17%, или на сумму порядка 20 млрд драмов. В свою очередь это привело к уменьшению показателя экономической активности (опять-таки по сравнению с аналогичным показателем 2017 года) до небывалых за последнее время 100,6%. Корр. "ГА" попытался разобраться в том, что же привело наше сельское хозяйство к столь печальным августовским результатам.
.
НАЧНЕМ, ПОЖАЛУЙ, С ЗАПИСИ, СДЕЛАННОЙ НА СВОЕЙ СТРАНИЧКЕ В СОЦСЕТИ одного из собственников компании Armberry, имеющей в Армении плантации органической малины, орешника и других культур, Аветика Чалабяна. В начале октября он, апеллируя к указанным цифрам падения объемов, в частности, написал: "Так как я непосредственно вовлечен в сельское хозяйство Армении и сколько-нибудь представляю причинно-следственные связи, предполагаю, что настолько огромное падение может быть обусловлено лишь одним фактором - а именно тем, что во время летней жары правительство запретило попуски воды из Севана, в результате чего и случилась огромная потеря урожая".
В сделанной записи А. Чалабян напоминает и о заявлении Никола Пашиняна, который, выступая против дополнительных попусков воды из Севана, заявил: "Севан - не тара для воды и нужно искать другие варианты". Однако, не найдя этих самых "других вариантов", премьер-министр был вынужден уже через 3 недели испрашивать разрешения у НС на забор из Севана дополнительно 40 млн кубометров воды, которое сразу же и получил.
Именно отсутствием достаточного количества поливной воды в самый жаркий период Аветик Чалабян и объясняет потери своей компании, как и всего сельского хозяйства Армении. При этом он спрашивает: если у его компании еще есть некоторая финансовая подушка безопасности, то что делать тем сельчанам, которые находятся под гнетом кредитов?
Аветик Чалабян обсуждал проблему с представителями правительства. "Правительство, судя по разговорам с их ответственными лицами, не представляет себе, каким образом решать эту проблему. Во всяком случае оно не предприняло никаких шагов с этой целью. А наша вода продолжает течь в Азербайджан, обогащая наших противников, - написал он, указав, что имеет свое видение решения вопроса. - Если так продолжится, мы будем вынуждены прекратить нашу программу вместе с другими многочисленными инвесторами, которые не могут работать в условиях такой неопределенности".
ОДНАКО С ТАКИМ ОБЪЯСНЕНИЕМ ПРИЧИН НЕДОПОЛУЧЕНИЯ УРОЖАЯ НЕ согласен советник премьер-министра Вараздат Карапетян. В разговоре с корр. "ГА" г-н Карапетян вначале предположил, что столь существенное падение августовских объемов в сельском хозяйстве было связано с нелегальным реэкспортом турецких помидоров из Армении в Россию. Объективности ради отметим, что об этом немало говорилось в свое время. Напомним, что после резкого ухудшения российско-турецких отношений осенью 2015 года Россия пошла на радикальное сокращение экономических отношений с Турцией. Перестали ввозить в страну, помимо прочего, и помидоры. Тогда-то и пошли разговоры о том, что некоторая часть турецких помидоров завозилась вначале в Армению, а затем под видом армянских их отправляли в РФ. Российское эмбарго на этот продукт действовал до 1 ноября 2017 года. И потому предположение В. Карапетяна казалось вполне правдоподобным. Однако после проверки данных на сайте Статкомитета Армении выяснилось, что ситуация с экспортом помидоров из нашей страны в августе 2017-2018 годов обстоит с точностью до наоборот. Согласно официальным данным, за восьмой месяц 2017 года из Армении было экспортировано 81,5 тонны томатов свежих или охлажденных, в то время как за аналогичный период этого года - аж 447,2 тонны.
Другое же объяснение г-на Карапетяна было связано с раздутыми цифрами площадей, отведенных под сельскохозяйственные культуры в прошлом. "В 2016 году, во времена министра Серго Карапетяна, были раздуты цифры посевов тех культур, истинные площади которых невозможно было проверить на следующий год, - пшеницы, ячменя, помидоров и так далее, - говорит он. - В течение же следующих двух лет постепенно эти объемы уменьшились - небольшая часть реально, что связано с крупномасштабным увеличением тепличных площадей, а другая - статистически, когда руководителей общин уже не заставляли предоставлять завышенные цифры. Таким образом, порядка 80% сокращений объемов в этом году произошли из-за искусственно увеличенных объемов в прошлые годы. Реальные же площади посевов не изменились".
И на самом деле, по тем же данным Статкомитета, легко проследить существенные уменьшения посевных площадей как в 2017, так и в 2018 годах. Однако, по некоторым данным, при прежнем правительстве еще в прошлом году цифры занятых под сельскохозяйственные культуры площадей уже были приведены в соответствие с реальностью. Т. е. сейчас можно констатировать лишь реальное сокращение посевных территорий под однолетние растения.
ЭТО ЖЕ УТВЕРЖДАЕТ И НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА, КУРИРУЮЩЕГО статистику по сельскому хозяйству Статкомитета РА, Арсен Авакян. "В этом году сократились практически все показатели растениеводства и животноводства, - сказал он. - Сократились в основном из-за сокращения посевных площадей сельхозкультур и поголовья скота. То есть сокращение произошло экстенсивным образом".
А вот что думают по данному вопросу другие специалисты. Так, эксперт в сфере сельского хозяйства Ашот Хачатрян связывает августовские потери с двумя основными факторами: аномальной жарой и той же нехваткой поливной воды.
"Дело в том, что, в отличие от августа прошлого года, когда было почти так же жарко, в этом году температурный фон повысился не постепенно, а очень резко, дойдя до 42-43 градусов в тени, - говорит Ашот Хачатрян. - Причем опять-таки по сравнению с прошлым годом ночью температура падала на меньшее количество делений. Кроме того, в некоторых общинах серьезный вред помидорам нанесло распространение южноамериканской моли. В таких условиях многие растения погибали, что сказалось как на общем урожае помидоров, так и на их цене".
Примерно такая же картина сложилась и с некоторыми другими сельхозкультурами, в частности, арбузами и дынями. Недостаток оросительной воды, который испытывали фермерские хозяйства, особенно сказался на них. И, как следствие, в этом году по небывало высоким ценам продавались не только помидоры, но и арбузы с дынями. Такая ситуация в Армении царила до тех пор, пока в страну не завезли бахчевые из России, после чего цены упали на 50-70 драмов из расчета на килограмм.
Выйти из сложившегося положения с наименьшими потерями, по мнению Хачатряна, могли бы помочь своевременные и дельные рекомендации сельчанам со стороны Минсельхоза. Однако ничего такого, по словам эксперта, сделано не было.
Впрочем, от того, что проблемы с орошением существуют, Вараздат Карапетян не отказывается. Но на его взгляд, они связаны в первую очередь с управлением данными процессами. "Сейчас в правительстве Армении активно занимаются этим вопросом и создана межведомственная группа для решения накопившихся проблем. Кстати, в нее войдет и Аветик Чалабян", - сказал советник премьер-министра.
Карен Арзуманян, "Голос Армении"