Ситуация на границах между Арцахом и Азербайджаном, а также Арменией и Азербайджаном накалена до предела и близка к взрывоопасной. Азербайджан продолжает накапливать у границ все новые силы, на прошлой неделе не только участились случаи нарушения режима перемирия, но и азербайджанскими ВС недавно была совершена попытка диверсионного проникновения, которую силы Армии обороны НКР уверенно пресекли. Все это сопровождается агрессивными выступлениями руководителей Азербайджана и демонстрацией вооружений теперь уже не только российских и израильских, но и европейских и американских.
И вот, на этом фоне, в Баку прибывает спикер Госдумы России Вячеслав Володин, который на встрече с председателем парламента Азербайджана Октаем Асадовым говорит буквально следующее: «Вопросы Нагорного Карабаха не могут нас не беспокоить. Вы знаете, что Россия выступает за мирное урегулирование этого конфликта… Все, кто выступает за обострение отношений, все те, кто не слышит слов и желание народа жить в мире, конечно, идут по пути напряженности. Мы должны делать все, чтобы предотвратить этот путь. Азербайджан всегда занимал правильную и конструктивную позицию по Нагорному Карабаху».
Для тех, кто не понял с первого раза, расшифрую: высокопоставленный российский чиновник выступает с заявлением, осуждающим действия по эскалации ситуации, и, при этом, называет позицию Азербайджана «правильной и конструктивной». Но если действия Азербайджана с его милитаристской риторикой и провокациями на границах – «правильные и конструктивные», то кого осуждает Володин? Вполне очевидно, что месседж России в данном случае направлен другой стороне конфликта – Армении и Арцаху. И подтекст этого заявления далеко не военный, а политический. Чтобы это понять, нужно вернуться к событиям, происходящим в Армении с апреля этого года.

Пару месяцев назад, когда в Армении перекрывала улицы городов очередная «бархатная» революция, ее явные и тайные сторонники не уставали повторять один тезис, мол, это – не майдан. Они уверяли, что в отличие от событий на Украине четырехлетней давности, акции ереванской оппозиции ни в коем случае не носят антироссийский характер, не координируются Западом и в случае победы не приведут к изменению внешнеполитического вектора. «Мы только хотим свергнуть ненавистную коррумпированную власть и привести к руководству страны честных политиков», – убеждали они.
Прошло некоторое время, улеглась первая эйфория, и самое время подвести первые итоги, так сказать, сверить часы. Да, новый премьер Никол Пашинян не заявляет о смене вектора во внешней политике. Даже наоборот, на встрече с президентом РФ рассказывает о дружбе между народами и заверяет о продолжении политики союзничества с Россией. Это, конечно, удивило всех, кто помнит его недавние заявления еще в оппозиционный период. В России эти заявления помнят хорошо. Можно сказать: кто прошлое помянет, тому глаз вон…

Однако в России помнят еще и то, что свой первый государственный визит бывший президент Грузии Михаил Саакашвили совершил в Москву. И тоже соловьем пел о дружбе, братстве и неизменности союзнических отношений. А через пять лет грузинские танки расстреливали позиции российских добровольцев в Цхинвали. Стоит вспомнить и Украину, где относительно недавно антироссийские настроения царили лишь в нескольких западных регионах. А вот сегодня тщательно подогреваемая политиками и СМИ русофобия обуяла большинство населения незалежной. Так что, все дело в желании, кадрах и технологиях. И вот здесь касательно Армении существует несколько значимых фактов, мимо которых в России пройти не могут.
Первое. В новом составе армянского правительства полным-полно не просто агентов западного влияния, а откровенных русофобов. Одним из самых интересных назначений Пашиняна, которое, скажем мягко, с трудом умещается в логику развития российско-армянских союзнических отношений, о чем постоянно говорит революционный премьер, является назначение координатора избирательных программ организации Transparency International Армена Григоряна на должность главы Совета национальной безопасности. Организация Transparency International спонсируется фондом Сороса, который считает Россию своим заклятым врагом, и поэтому щедро спонсирует цветные революции на постсоветском пространстве.

Весьма показательным стало и назначение Давида Санасаряна начальником Государственной контрольной службы. Это – один из самых ярых антироссийских активистов в Армении, которого в году по несколько раз можно было встретить перед зданием посольства России в Ереване с каким-нибудь новым, придуманным его американскими боссами, плакатом. Именно Санасарян закидывал здание посольства России яйцами, а также постоянно требовал вывода российской военной базы из Армении - http://armtimes.com/hy/article/127332.
Идем далее. Новоиспеченный министр образования Араик Арутюнян. Работал в «Хельсинкской ассоциации» и в Transparency International. Недавно поставил славянскую кириллицу в один ряд с некоей «зибилицей» («зибил» - мусор). Первые его шаги в должности министра ознаменовались скандальными заявлениями, а также были направлены на уничтожение системы национального и военно-патриотического образования (нападки на концепцию «Нация-Армия», школу «Айб», Араратский бакалавриат, патриотические образовательные программы в школах и т.д.). Одной из последних его выходок стали агрессивные действия в Музее-Институте Геноцида армян и публичный конфликт с его бывшим директором, известным ученым Айком Демояном.

Наконец, еще один персонаж. 25 мая на должность замминистра диаспоры Армении был назначен Бабкен Тер-Григорян. Родился он в Париже, вырос и получил образование в США. Так же, как и Армен Григорян, работал в Transperensy International, был координатором программ фонда Сороса. Одновременно этот человек назначен советником вице-премьера по экономике. Прославился в соцсетях своей фотографией с одной из протестных акций, на которой он держит плакат, оскорбляющий президента России. Кстати, есть сведения, что именно по инициативе Бабкена Тер-Григоряна с улиц Еревана были демонтированы постеры «Чем ты помог Арцаху?», и свернута реализация таких полюбившихся молодежи Диаспоры программ, как «Ари тун» и «Школа Спюрк».
Подобных назначенцев немало, перечислять всех не имеет смысла. И вы думаете, что все эти люди, щедро спонсируемые западными неправительственными фондами, будут вести политику дружбы с Россией? А Россия молча будет всё это принимать?
Ну и самое интересное. Как известно, в Ереване располагается второе по численности в мире американское посольство. Более двух тысяч человек комфортно себя чувствуют на девяти гектарах территории, да и по всей стране тоже. Зачем столько профессионалов внешнеполитической борьбы для трехмиллионной Армении, где нет ни нефти, ни газа, ни золота? Ответ прост – у страны удачное геополитическое положение. Рядом с Ираном и Турцией, на которые можно будет в случае чего давить как дипломатическими, так и военными средствами. Рядом – крупные месторождения нефтепродуктов в бассейне Каспийского моря. Наконец, потеря Армении не просто ослабит – фактически уничтожит позиции России в Закавказье. А это – еще один приятный бонус для американцев. Но всё же вернемся к текущей политике нового правительства.
После пары церемониальных визитов Пашиняна в Россию, произошло несколько важных событий в направлении западной политики Армении. 21 июня состоялось первое заседание Совета Армения-ЕС, после которого в виде официального сообщения на уровне высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Федерики Могерини было выражено безоговорочное доверие осуществлению начавшихся в Армении как внутренних реформ, так и по важнейшим внешнеполитическим направлениям. Параллельно этому стало известно, что в начале июля премьер-министр Армении отправится в Брюссель, где с одной стороны запланированы встречи высокого уровня с руководством Евросоюза, а с другой стороны Пашинян примет участие в саммите НАТО.

Вот и получается, что «революционер» и «борец с коррупцией» Пашинян, действует по методичкам «вашингтонского обкома», тихой сапой перелицовывая политику своей страны. Имея таких «помощников», как его вышеперечисленные соратники по уличной борьбе, можно и преуспеть. Вполне может статься, что Армения выйдет из ОДКБ, разорвет многовековые связи с братской страной и даже российская военная база из Гюмри будет выведена. И все это ради «лучшей жизни» и «европейского выбора»? Возможно, что Россия просто уйдет из армянской экономики, вычеркнув для себя такого «союзничка» и начнет выстраивать еще более близкие отношения с Азербайджаном. И это возможно. Но возникает вопрос: а что дальше?
Очевидно, что Москва не могла занять нейтральную позицию в связи с этими шагами Армении в западном направлении. И заявление Володина, с которого начата эта статья, не дежурное и рядовое заявление, а серьезный месседж властям Армении и Арцаха.
Сейчас многие в Ереване находятся в эйфории от того, что наконец-то началась борьба с коррупцией (ряд экспертов иначе как «предвыборное шоу» эту «борьбу» не называет), а жизнь простых людей станет лучше. Увы, должен вас разочаровать. Опыт всех цветных революций свидетельствует о том, что их заокеанским вдохновителям нужно не это. Их интересует геополитика. Поэтому Украина и Молдавия сегодня – одни из самых нищих европейских стран. Поэтому после «арабской весны» в арабских странах льются реки крови. Проблемы «индейцев» американского «шерифа» абсолютно не волнуют. Он свои задачи выполнил, а вот на счет развития экономики или решения карабахского вопроса – это уже сами.
Такой ли участи хотят граждане Армении и армяне Диаспоры?
.
Николай Арутюнян, кандидат политологических наук