Памятники армянского зодчества исламской конфессиональной принадлежности в Арцахе долгое время оставались вне поля зрения ученых. Самвел КАРАПЕТЯН, известный историк и непревзойденный полевой знаток армянских древностей, находящихся за пределами нынешней территории Армении, восполнил этот пробел, издав "Исламские памятники армянской архитектуры Арцаха" - небольшое иллюстрированное издание, вышедшее в свет в конце 2010 года.
ВЕСНОЙ 1994 ГОДА, КОГДА БЫЛО ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ОГНЯ, Азербайджан принялся распространять по всему миру дезинформацию о "20% оккупированной территории, миллионе беженцев и повсеместном тотальном разрушении памятников многовековой азербайджанской культуры как в РА, так и в Арцахе. Вопреки этим беспочвенным, провокационным заявлениям, немногочисленные памятники исламской конфессиональной принадлежности, о мнимом разрушении которых так много говорится в соседней стране, не только сохранены в Арцахе, но и находятся на государственном попечении.
Альбом Самвела Карапетяна - еще одно тому подтверждение. Построенные на армянской земле руками армянских мастеров в рамках параметров и канонов армянской архитектуры, эти памятники (как и в случае "с сельджукским наследием" в Западной Армении)
продолжают традиции средневекового армянского зодчества. Эту очевидную, даже на непрофессиональный взгляд идентичность структурно-орнаментальных черт армяно-христианских и исламских сооружений наглядно демонстрирует иллюстративный материал альбома, напечатанного при непосредственной поддержке Министерства культуры Армении и Управления по делам туризма при правительстве НКР.
- В течение тысячелетий коренные жители Армянского нагорья, - рассказывает Самвел Карапетян, - обогащали свою родину многочисленными и разнообразными архитектурными памятниками. Наиболее значимые были созданы в периоды, когда нация жила и созидала под сенью национальной государственности. Иноземцы, время от времени захватывавшие Армению, препятствовали нормальному развитию национальной культуры, но в то же время широко использовали, особенно в сфере архитектуры, опыт и знания покоренного ими коренного населения. Крепости, дворцы, мечети, усыпальницы, мосты, караван-сараи и иные помещения, построенные известными армянскими зодчими, отличает заметное влияние традиций армянской архитектуры. Особый интерес представляют сохранившиеся в разных регионах Армении и, в частности, в Арцахе усыпальницы племенных вождей кочевых туркменских племен Кара-Коюнлу (XIV - XV вв), напоминающие по форме купола средневековых армянских церквей. Повторяют широко распространенные в Арцахе в XII – XVIII веках архитектурные формы колонных залов и построенные в годы персидского владычества культовые и светские строения. Примером тому караван-сарай "Гаргабазар" XVII века в селе Иджеванатун Гадрутского района НКР. Во второй половине XIX века племена кавказских татар (в XX веке они стали именовать себя азербайджанцами), принуждаемые царским правительством, перешли на оседлый образ жизни. Созданные в этот период сооружения (бани, жилые дома) также воспроизводят строительные традиции арцахского армянства.
ПЛАНИРОВКУ АРЦАХСКИХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ПОВТОРЯЮТ ДАЖЕ МЕЧЕТИ. Именно поэтому все сохранившиеся в Армении и Арцахе памятники подобного типа, возведенные в рамках традиций тысячелетней армянской архитектуры, также как культовые сооружения армян-халкидонитов и армян-католиков, являются неотъемлемой частью армянского культурного наследия.
Что именно так его и воспринимают жители Арцаха, убеждает случай, свидетелем которого я была лично. Летом 2003 года, когда проходили торжественные крестины жителей села Хачинтап в Кашатагском районе НКР, я увидела странную усыпальницу. По пропорциям и целому ряду орнаментальных форм она показалась мне исконно армянской, однако, подойдя поближе, я поняла, что это исламский памятник. Один из гостей поинтересовался у селян, почему это сооружение не только "стоит на ногах", но и пользуется вниманием сельской администрации, которая огородила его и соблюдает вокруг чистоту и порядок. Ответ сельского старосты удивил глубоким осмыслением сути проблемы. Он сказал, что все памятники культурного наследия прошлого вне зависимости от их этнической и культово-конфессиональной принадлежности являются достоянием армянской земли и что построенные руками армянских мастеров усыпальницы иноземным завоевателям должно оберегать и охранять.
Нора КАНАНОВА, "Голос Армении"