"Арцах не просто островок христианства, это истоки христианства". Эти слова принадлежат оперной диве Монсеррат Кабалье, посетившей Республику Арцах в 2013 году. Позже она выпустила новый альбом, который назвала "Арцах – колыбель христианства".
Ассоциации у великой певицы возникли не случайно. Арцах действительно является одной из первых земель, на которых распространилось христианство. Об этом свидетельствуют исторические памятники, датируемые первыми веками нашей эры.
АРМЕНИЯ ПРИНЯЛА ХРИСТИАНСТВО КАК ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕЛИГИЮ В 301 ГОДУ. И все языческие храмы, кроме Гарни, были разрушены. Началось строительство христианских церквей. В числе древнейших христианских памятников на территории республики Арцах монастырь Амарас.
Одно из разветвлений Арцахской равнины расположено по руслу реки Амарас до невысоких гор Хазаз и Лусаворич. Монастырь расположен в центре этой равнины, ныне в Мартунинском районе, недалеко от села Мачкалашен. Храм был основан первым армянским Католикосом Григорием I Просветителем в начале IV века. Об этом пишет армянский историк Фавстос Бюзанд. Завершил строительство Амарасской церкви внук Григория Просветителя и первый епископ Агванка (Албании) Григорис, который проповедовал христианство, и именно он считается основателем всех армянских церквей начала IV века. По преданию, Григорис был жестоко убит в 338 году. Его привязали к лошади и протащили по земле. Ученики Григориса перенесли тело епископа в Амарас. В честь него церковь и получила свое название – Святой Григорис.
Существует версия, что Амарасская церковь была разрушена в период войн с зороастрийской Персией во времена Вардана Мамиконяна в V веке. Персидские жрецы не могли позволить существовать этому религиозному центру. Но уже в том же веке царь Вачаган Благочестивый полностью восстановил церковь и, найдя могилу Григориса, приказал построить над ней часовню, которая расположена под алтарем нынешней церкви. Мартириум представляет собой особую историческую ценность. Выполнена усыпальница из камней с горы Хазар. На надгробной плите изображены епископская корона, крест, посох и сделана следующая надпись: "Усыпальница Святого Григориса, Католикоса Алуанка и внука Святого Григория Просветителя Партева. Родился в лето 322, помазан в лето 340 и предан мученической смерти в лето 348 в Дербенте царем Маскутов Санесаном. Святые мощи его привезены в Амарас его питомцами-дьяконами из Арцаха".
В V В. МЕСРОП МАШТОЦ СОЗДАЛ АРМЯНСКУЮ ПИСЬМЕННОСТЬ. Для распространения нового алфавита Маштоц со своими учениками основывал школы в разных районах Армении. Первая школа в Арцахе была основана именно в Амарасе. Армянский историк Лео пишет, что, начав создавать школы в Арцахе, Маштоц дошел на юге до Дизапайта (Гадрутский район НКР), а на севере – до провинции Мецаранц (княжество Хачен, Мартакертский район НКР). На территории храма также было возведено около 36 других зданий, служивших в качестве административных и жилых помещений. Именно в этот период храм стал крупнейшим религиозным центром края и епископским престолом. Интересно, что усыпальница Месропа Маштоца в селе Ошакан выполнена аналогично гробнице Св.Григориса.
Возникший в VII веке Арабский халифат распространил свое влияние далеко за пределы арабских земель. В IX веке арабы захватили Арцах. Амарас был захвачен в 821 году. Агванк и Арцах стали частью халифата, войдя в состав Армянского эмирата. В IX веке, когда в халифате началась борьба за власть, Агванку, в состав которого входил и Арцах, удалось освободиться. В это время Амарас вновь был восстановлен благодаря дизакскому князю Есаи Абу Мусе. Но покой длился недолго.
В ХIII веке Арцах не избежал участи стран, подвергшихся разрушительным набегам монголо-татар. Согласно свидетельствам историка Степаноса Орбеляна, в 1223 году татарский хан Бату со своими войсками разграбил церковь Амарас и разрушил ее. Среди сокровищ были посох и крест, украшенный 36 драгоценными камнями. Позже по просьбе жены одного из монгольских военачальников, греческой принцессы Деспины, хан отправил святыни в Константинополь. В 1387 г. собор был вновь разрушен уже Ленк Тимуром (Тамерлан).
Но, несмотря на все испытания, Амарас никогда не приостанавливал свою деятельность в качестве школы и оставался религиозном центром Арцаха. В XV-XVI вв., когда территория Карабаха входила в состав Персидской державы, здесь было написано и переписано большое количество ценных рукописей. Он продолжал служить епископским центром княжества Варанда.
В XVII в. Католикос Гандзасара Петрос (родом из с. Гиши) приказал отремонтировать храм Амарас, а также построил в селе Херхер новую церковь, также в честь Св. Григориса, датируемую 1667-1676 гг., и летнюю резиденцию епископа Амарасского.
В годы существования меликств Хамсы в составе Персидской державы Надир-шаха Афшара, которые считаются самым благополучным периодом в истории Карабаха, мелик Варанды Шахназар II занялся благоустройством монастыря. Для безопасности были возведены стены, превратившие монастырь в крепость.
ПОСЛЕ РУССКО-ПЕРСИДСКОЙ ВОЙНЫ 1804-1813 гг., В КОТОРОЙ РОССИЯ одержала безоговорочную победу, в селе Гюлистан был заключен мирный договор. Согласно договору, Карабах вошел в состав Российской империи, получив название "Карабахская провинция". Монастырский комплекс Амарас использовался в качестве крепости, а затем пограничной таможни на российско-персидской границе. Здесь останавливались караваны с Востока, шедшие в Россию и Европу.
Но уже в 1848 г. гандзасарский митрополит Багдасар сумел выпросить у российских властей монастырь. На пожертвования шушинских армян церковь была восстановлена. Отметим, что в XIX в. Шуши был одним из богатейших городов Карабаха, торговым и культурным центром. Поэтому неудивительно, что именно шушинцы могли позволить себе финансировать строительство храма. Шушинскому мастеру Микаелу Тер-Исраелянцу принадлежит и надгробный камень на могиле епископа Св. Григориса, установленный после восстановления Амараса.
Мартунинский район, составляющий часть княжества Варанда, богат плодородными землями. Особенно развиты были виноградарство и виноделие, которые являются брендом области и сейчас. Отреставрированный храм, вновь вернувшийся к своим главным функциям, расцветал. Ему перешли поместья, пастбища, сады, мельницы.
В годы советской власти, когда Нагорный Карабах был присоединен к Азербайджанской ССР, церкви на территории НКАО перестали служить своему главному предназначению. В том числе и Амарас.
Здание церкви вновь серьезно пострадало во время боевых действий в Карабахе в 1991-1994 гг. В 1992 году Амарас был объявлен действующей церковью Арцахской епархии, коей и является по сей день.
Усилиями властей Республики Арцах Амарасский собор отреставрирован и принимает паломников не только из разных районов республики, но и со всех уголков мира. Туристы и гости Арцаха посещают храм в качестве обязательной программы путешествия по краю. Такие святыни, как Амарас, Гандзасар, Дадиванк, Дизапайт и многие другие, не оставляют ни у кого сомнений в том, что Арцах был, есть и навсегда останется христианской землей.
Ида Саркисян, "Мост" (приложение к газете "Голос Армении")