Многие известные евреи мира считают, что их народ имеет особую чувствительность к Геноциду армян, и со стороны Израиля должно быть обязательное признание этого злодеяния, несмотря на последствия, связанные с несомненным ухудшением отношений с Турцией.
Разногласия по вопросу признания Геноцида армян среди евреев не помешали несколько лет назад ресурсу NEWSru.co.il провести опрос по этому вопросу, и выявить, что абсолютное большинство евреев (82,5 % из числа опрошенных) считают, что народ Израиля, переживший Холокост, не вправе отрицать катастрофу народов других стран. При этом 72,4% считают, что Израиль должен признать массовые убийства армян в Турции в 1915 году Геноцидом армянского народа. Израиль никогда не отрицал, того что произошло, но при этом и не признавал на официальном государственном уровне. В последнее время в израильском Кнессете неоднократно откладывали обсуждение данного вопроса. Некоторые армянские политологи связывают появление «Армянского вопроса» в Кнессете с желанием израильских властей добиться уступок от Турции в том или ином вопросе.
Мы же вспомним сегодня, недавно ушедшего из жизни в возрасте 87-и лет, Нобелевского лауреата (присуждена премия мира), известного еврейского деятеля, писателя Эли Визеля. Пережив нацистские концлагеря, Холокост, он не мог оставаться в стороне: «Я боролся за правду в отношении армянского народа долгие годы. Как могу я, который всю свою жизнь боролся за память евреев, говорить армянам, что они не правы, когда помнят свою историю?!». Комментируя позицию администрации Буша, он сказал, что понимает их, но подчеркнул: «К счастью, я простой гражданин и не боюсь ответных шагов Турции. То, что произошло с армянами во время Первой мировой войны, было геноцидом. Все согласны с тем, что это было массовое убийство, но термин был применен позже. Я верю, что армяне были жертвой, как и евреи, и я на их стороне».
Он родился 30 сентября 1928 г. в румынском городке Сигете. Мальчик получил традиционное религиозное воспитание и образование, возможно, даже стал бы раввином, но началась война. В 1940 г. Венгрия аннексировала Сигет, всех евреев города согнали в два гетто, а в мае 1944 г. нацисты начали депортацию сигетских евреев в концлагеря.
15-летний Эли вместе с отцом Шлойме Элише Визелем, матерью и тремя сестрами были направлены в концлагерь Освенцим, позже его вместе с отцом отправили в Бухенвальд. Мама и младшая сестра погибли, а отец скончался в апреле 45-го года от побоев, болезней и истощения. После освобождения Эли отыскал сестер во французском приюте, где они прожили несколько лет под эгидой еврейской организации. Позднее они эмигрировали в Северную Америку.
Эли нужно было искать свое место в этом новом мире. В 1948 г. 20-летний Визель начинает изучать литературу, философию и психологию в Сорбонне, но учебу так и не заканчивает. Он подрабатывает преподаванием иврита, а также много пишет, в результате становится профессиональным журналистом. В 1949 г. Эли едет в «новорожденный» Израиль в качестве корреспондента-международника французской газеты. Он быстро приобретает известность, становится популярным журналистом и начинает делать репортажи из разных стран для многих СМИ. В частности, в 1961 г. Визель освещает суд над нацистом Адольфом Эйхманом, «ответственным» в нацистской Германии за окончательное решение «еврейского вопроса». Спустя четверть века, в 1987 г., Визель и сам выступит в качестве свидетеля в суде над еще одним нацистским преступником – знаменитым своей жестокостью лионским мясником Клаусом Барби.
Из-за тяжелейшей травмы, нанесенной ему Холокостом, Визель долго не решался писать о нём и о своих переживаниях. Свое 10-летнее безмолвие он объяснит так: «боялся использовать неправильные слова». Но по совету французского писателя Франсуа Мориака он написал на идиш на 800 страницах «И мир молчал».
Визель – автор более 60 книг, писал на идише, иврите, французском и английском языках. Многие его произведения посвящены Холокосту, еврейской культуре (автобиографический роман на идише «И мир молчал», 1956; «Рассвет», 1961; «День», 1961; «Песнь мёртвых», 1966; «Нищий из Иерусалима», 1968; «Спустя поколение», 1970; «Евангелие растерзанного еврейского поэта», 1980; «Сумерки», 1987). Главной его работой стала «Ночь». Сегодня эта книга-исповедь переведена на 30 языков, а всего в мире продано около 10 миллионов её экземпляров.
Несмотря на общечеловеческую значимость его деятельности, тем не менее, Визель до 1963 г. оставался человеком без гражданства. В Венгрии его, как и сотни тысяч других, гражданства лишили еще во время войны, а власти освобождённой и включенной в соцлагерь страны не спешили его возвращать.
Впервые он побывал в Нью-Йорке в 1955 г., где со временем получит гражданство США. Помимо литературной деятельности, Визель ещё активно преподавал в Йеле, Колумбийском и Бостонском университетах, в Сити-колледже Нью-Йорка и т.д.
В 1978 г. Джимми Картер попросил Визеля возглавить президентскую комиссию по Холокосту, которая впоследствии проводила исследовательские программы и конференции, а также учреждала ежегодные Дни поминовения жертв нацизма.
На этом посту Эли пробыл по 1986 г. и за это время многое сделал для увековечения памяти о страшной трагедии, в частности открыл Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне. На входе в здание музея в камне выбиты слова Визеля «Ради мертвых и живых нужно говорить об увиденном».
В 1986 г. за выдающийся вклад в борьбу с жестокостью, репрессиями и расизмом Эли Визель был удостоен Нобелевской премии.
Он не только занимался историей Холокоста, но и боролся за права чело¬века. С 1988 г. Визель был посланцем мира ООН, тогда же вместе с 52 другими Нобелевскими лауреатами подписал коллективное письмо критикующее отрицание Геноцида армян в Оттоманской Турции, а также неоднократно высказывался против апартеида в ЮАР и помогал репатриации эфиопских евреев в Израиль.
В 2002 г. Визель поселился в своём родном городе Сигет, именно в том доме, откуда его семью депортировали в Освенцим более полувека назад, он создал в городе музей Холокоста. На открытии музея он попросил румынскую молодежь об одном: «Когда у вас будут дети, скажите им, что вы видели в Сигете еврея, который рассказывал вам эту историю».
Визель мог остаться в истории не только как писатель и правозащитник, но и как политический деятель, но не захотел, хотя ему дважды предлагали стать Президентом Израиля.
Главный редактор газеты «The California Courier» Арут Сасунян, высоко ценил позицию Визеля по Геноциду армян, называя её «важной и прямолинейной». Он отмечал, что несмотря на возможность того, что признание армянского геноцида может отрицательно повлиять на турецко-израильские отношения, «г-н Визель тем не менее твердо стоял на стороне правды».
Юрий Цатурян (Нью-Йорк)