Школяров, студиозусов,как известно, хлебом не корми – дай выходных побольше. Власти и администрации учебных заведений этого, как правило, не одобряют. Но порой, наверное, случаются все же некоторые послабления подрастающему поколению. В Турции, например, к этому вопросу решили подойти куда как креативно.
А именно: городские власти Стамбула подарили учащимся общеобразовательных и средних учебных заведений города дополнительный свободный день. Датой для этого отдыха избран день 24 апреля. По сообщению турецкой газеты “Миллиет”, соответствующий циркуляр направлен в городские окружные и муниципальные департаменты образования. Мотивировка подобрана весомая: 23 апреля в Турции отмечается национальный праздник – День детей, в связи с чем признано целесообразным растянуть празднества еще на день.
И именно 24 апреля решено устроить праздничные гуляния и всякие мероприятия для стамбульских ребятишек. В день, священный для каждого армянина и для всего цивилизованного человечества. Когда мы вспоминаем миллионы своих уничтоженных предков, живших в Западной Армении и ставших жертвами так называемой “большой политики”, с патологической жестокостью претворенной в жизнь младотурецкими “революционерами”. Сегодняшняя Турция не знает такого дня, как День памяти жертв Геноцида армян. И с упорством, достойным лучшего применения, по-прежнему не желает признавать те массовые истребления. Как не желает признавать аналогичных злодеяний, совершенных в те годы в отношении греков, ассирийцев, некоторых других народов. Не желает, и всё тут. Не понимая, что собственное нежелание не устраняет саму проблему, и отвечать рано или поздно придется.
Что до Дня детей (Cocuk Bairami), то в современной Турции он ассоциируется с торжеством национального суверенитета. Дело в том, что он отмечается 23 апреля – в честь первого созыва Великого национального собрания (Меджлиса) в 1920 году в Анкаре, в ходе греко-турецкой войны. Главной целью созыва парламента было принятие новой Конституции, что в итоге и было сделано в январе 1921 г. А связь с детьми вот какая: выступив в Меджлисе, первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк заявил, что будущее нации закладывается в детстве.
С тех пор, блюдя завет отца нации, в этот день турецкие взрослые дяди и тети хоть на время, хоть ненамного, но поступаются своим авторитетом. К примеру, учащиеся выбираются депутатами, министрами, мэрами, некоторые из них допускаются к работе в отделах кадров. В рамках праздника устраиваются концерты и соревнования среди школьников, а также семинары, олимпиады и брифинги, в которых принимают участие ребята из разных стран. Дети – цветы жизни, знаете ли.
Теперь концентрированную любовь к этим цветам решено продлить до 24 апреля, сделав нерабочим и этот день. Пока – в рамках Стамбула. Что, в принципе, тоже немало: мегаполис все-таки. Но, судя по всему, с распространением инициативы на другие города и регионы страны дело не станет. Во всяком случае, такое предложение уже направлено в Министерство народного образования. Ему и принимать окончательное решение.
Что ж, можно приветствовать.такое уважительное отношение к младому поколению, всячески поддерживаемое и продвигаемое на государственном уровне, Но, думается, сегодняшние турецкие государственные деятели, включая стамбульскую мэрию, вовсе не настолько малограмотны, чтобы не знать, с чем ассоциируется день 24 апреля для армян, разбросанных по всему миру вследствие массовых погромов и истреблений, намеренно предпринятых предводителями Оттоманской империи и достигшими своего пика в 1915 году. Повторимся: для наших соотечественников, проживающих сегодня в Турции (как и для всех остальных армян), 24 апреля – не праздник и ликование, а поминовение. Вот, видимо, и стараются соседи “прицепить” еще один повод, чтобы заглушить эти настроения. Чтобы этот день в турецком обществе ассоциировался именно как национальный праздник, а не что-то там нехорошее, подозрительное.
Официальная Анкара до сих пор не признаёт Геноцид армян, выдвигая аргументы один нелепее другого. Но попытки вычеркнуть ту трагедию из мировой истории тщетны. Были тщетны, есть, и таковыми и останутся. Что наверняка сильно раздражает турецкие власти.
А дети не виноваты в том, какие у них родители. В том числе – и в Турции. (Нельзя, конечно, полностью сбрасывать со счетов наследственность, но в данном случае разговор не об этом). Однако хочется все же надеяться, что, достигнув сознательного возраста, эти дети не вырастут в новых хунвэйбинов и не повторят запятнанный кровью путь своих отцов, мрака и злобы на котором было куда больше, чем света.
.
Ашот Гарегинян