Почти полтора месяца назад парламент принял инициированный правительством законопроект изменений в закон "О международных договорах", предполагающий возможность приостановления и прекращения действия международного договора на протяжении всего процесса его заключения. И вот теперь, пожалуйста, депутаты от АРФД продвигают свой вариант изменений и дополнений в закон "О международных договорах" и в Регламент НС. Документ этот не получил положительного заключения ни в парламентской комиссии по внешним сношениям, ни правительства и не вошел в повестку НС. Тем не менее, воспользовавшись соответствующим пунктом Регламента НС, фракция "Дашнакцутюн" в первый день нынешний четырехдневки, во вторник, потребовала во внеочередном порядке обсудить на заседании парламента инициированный ею законопроект изменений и дополнений в закон "О международных договорах".
ОДНАКО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТМЕТИМ, ЧТО ЕЩЕ ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОВЕСТКИ депутаты попытались уяснить для себя, обсудит ли парламент армяно-турецкие протоколы или подпись все же будет отозвана. Председатель НС Овик АБРАМЯН заверил, что вопрос нормализации отношений все еще актуален и, скорее всего, в ближайшее время НС приступит к обсуждению вопроса ратификации протоколов.
Кстати, именно наличие во внешнеполитической повестке Армении протоколов стало причиной не только разработки различных вариантов изменений и дополнений в закон "О международных договорах", но и принятия разработанных правительством изменений и непринятия изменений, предлагаемых АРФД. По крайней мере один из авторов законопроекта, руководитель комиссии по внешним сношениям Армен РУСТАМЯН уверен, что если бы фракция предложила изменения год назад, когда еще не было речи о протоколах, то документ однозначно прошел бы без сучка и задоринки. В ответ представлявший мнение комиссии и парламентского большинства Ширак ТОРОСЯН справедливо заметил, дескать, если бы не протоколы, то и необходимости в принятии недавних правительственных изменений не было бы, добавив, что предложения АРФД ни к чему не приведут. Словом, если бы да кабы…
Между тем, по словам А.Рустамяна, цель предложения АРФД – сделать соответствующее законодательство более гибким, более уравновешенным, сняв груз принятия решения с одного человека. Кроме того, законопроектом фракция пытается забить, по их мнению, законодательную брешь – невозможность применения НС института оговорок в международных договорах. И в случае принятия инициированного АРФД документа парламент получит статус участника международных отношений, тогда как сейчас НС выполняет лишь роль компостера.
ОСНОВНОЙ СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ФРАКЦИИ заключается в том, чтобы посредством внутригосударственного законодательства укрепить международные позиции Армении как государства. В частности, обеспечить для Армения возможность в одностороннем порядке приостановить или выйти из еще не вошедшего в силу международного договора, причем с внедрением института оговорок. Последнему авторы придают огромное значение, опираясь при этом на Венскую конвенцию 1969 года о международном праве, которая дает возможность применения института оговорок, перемещая вопрос в плоскость внутреннего законодательства. Кроме того, как свидетельствует Венская конвенция о праве международных договоров, страна должна зафиксировать определенные нормы, в случае нарушения которых сможет отозвать даже вступивший в силу международный договор.
Необходимость принятия законопроекта А.Рустамян объяснил конкретным примером. Что, если вдруг Армения раньше ратифицирует протоколы, а Турция начнет затягивать или, еще хуже, ратифицирует их с противоречащими интересам нашей страны положениями, что будет делать Армения? Кстати, аналогичный вопрос задал представлявшему мнение правительства замминистра Шаваршу КОЧАРЯНУ депутат Арам САФАРЯН ("БА"): каковы механизмы противостояния, если, например, парламент Турции ратифицирует протоколы с той оговоркой, что Армения должна в одностороннем порядке пойти на уступки в карабахском вопросе? Манвела БАДЕЯНА (РПА) заинтересовал другой вопрос: как может НС, обладая более жестким инструментом (не ратифицировать документ), не иметь права владеть более мягким (ратифицировать с оговорками)? Почему парламент может, согласно Конституции, сделать заявление, но не может делать оговорки, тем более что по Венской конвенции это одно и то же, спросил Арцвик МИНАСЯН (АРФД)?
ОДНАКО ДАЖЕ ПОДОБНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ТУПИК НЕ ЗАГНАЛИ. Замминистра ИД Шаварш Кочарян стойко стоял на своем: полномочия НС определены Конституцией и давать парламенту дополнительные полномочия означало бы нарушить Основной Закон страны. Кроме того, по его словам, согласно Конституции, внешнюю политику разрабатывает и осуществляет правительство совместно с президентом, а значит, и оговорки могут вносить только правительство и президент, но не НС.
И еще. Нельзя не отметить, что парламент в полной мере вкусил плоды одного из собственноручно принятых законов. Речь о статье Регламента НС, позволяющей оппозиции внести в повестку и во внеочередном режиме обсудить какой-либо вопрос. Так вот, полноценного обсуждения не получилось, потому что, согласно Регламенту НС, вопрос нужно было обсудить в течение полутора часов, при этом на выступления отводилось всего 7 минут вместо обычных 20, на озвучивание вопросов и ответов - по 1 минуте вместо обычных 3. Посему и выступления и вопросы-ответы получились практически незавершенными. Пожалуй, было бы правильнее назвать обсуждение не внеочередным, а усеченно-ускоренным. Отметим, что в среду парламент 64 голосами "против" отклонил законопроект.
Аревик ЧИЛИНГАРЯН, "Голос Армении"