23 января 2023 г. (ровно 3 года назад) в срочном порядке подала в отставку омбудсмен Кристина Григорян. Ровно за месяц до ее отставки (23 декабря) парламент принял закон «О внешней разведывательной деятельности и о Службе внешней разведки». 30 декабря документ подписал президент, 31 декабря 2023 г. он вступил в силу.
ГРИГОРЯН НЕ СКРЫВАЛА, ЧТО УХОДИТ С ПОСТА ОМБУДСМЕНА, ТАК КАК ЕЙ ПРЕДСТОИТ ДРУГОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. При этом она так спешила, что не стала ждать предусмотренного законом срока (неделя), а подала повторное заявление об отставке в тот же день. Эта поспешность вызвала удивление представителей СМИ. На все запросы журналистов по поводу сроков формирования новой службы официальные инстанции отвечали, что после вступления закона в силу 3 года полномочия Службы внешней разведки будет осуществлять СНБ.
Иными словами, представителям СМИ дали понять, что Служба внешней разведки не будет сформирована в качестве отдельного государственного органа еще 3 года. От этой истории осталось лишь недоумение по поводу столь поспешной отставки Григорян и ее скорейшего назначения на новую должность, к которой она не имела никакого отношения.
Три года прошли. Функционирование новой государственной структуры ограничилось докладами, опубликованными в прошлом году и 20 января текущего года. В воздухе повис вопрос: если 3 года работу внешней разведки вела СНБ, то за что все 3 года Григорян получала зарплату из кармана налогоплательщиков? Время от времени СМИ публиковали расходы за подписью Григорян на высоком руководящем посту. Из публикаций следовало, например, что Служба внешней разведки приобрела письменные наборы и другие канцелярские принадлежности. Спустя 3 года вряд ли кому-то придет в голову направить новый запрос по поводу адреса и формировании упомянутой государственной структуры: о том, что правительство Пашиняна создает иллюзию государственного управления, общеизвестно, а работа Службы внешней разведки – часть этой глобальной иллюзии. И не надо ссылок на фактор секретности для неискушенных! Во всех современных государствах подобные структуры имеют не только адрес и руководителя, впрочем, 20 января, повторюсь, структура напомнила о себе…
ОПУБЛИКОВАННЫЙ 20 ЯНВАРЯ ДОКЛАД СЛУЖБЫ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ ПОВТОРИЛ КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПАШИНЯНА на тему значения подписанных 8-го августа в США документов. В докладе содержался главный прогноз агитпропа власти о том, что в 2026 г. война с Азербайджаном Армении не грозит. Донесения Службы внешней разведки здесь, разумеется, не при чем, ибо подобными выводами переполнены все ангажированные властями издания.
Выступая в тот же вечер по Общественному телеканалу, Григорян апеллировала понятиями «гибридный инструментарий», «политическая инженерия», «военно-политические риски» и проч. Она даже дала пояснения по поводу того, что следует понимать под гибридным вмешательством во внутренние дела нашей страны, не сказав ничего нового. Все, о чем написано в докладе Службы внешней разведки, можно прочесть в любом пашиняновском издании и услышать по любому пашиняновскому телеканалу.
Доклад не имеет секретной части, а уровень пояснений Григорян вполне соответствует уровню среднестатистической агитки про то, что усилия власти привели к снижению внешнеполитических рисков, а предстоящие выборы не исключают фактор вмешательства со стороны внешних сил. Этот доклад не соответствует даже уровню рядовых донесений аналитического отдела МИД или СНБ, если говорить о профессиональном уровне.
Службы внешней разведки во всем мире ежегодно публикуют прогнозы рисков. Если у доклада нет секретной части, то армянскому обществу навязали очередную порцию профанации: такой анализ рисков, повторюсь, можно прочесть в любом пашиняновском издании. Автору этих строк содержание доклада напомнило публичные выступления политолога Эмиля Ордуханяна на телеканалах власти…
И еще: спешу разочаровать некоторых пользователей социальных сетей: по данным компетентных источников, к операции (летом 2025 г.) по разоблачению сотрудницы МИД РА Ашхен Алексанян, которой предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Азербайджана, Служба внешней разведки никакого отношения не имеет.
Марина Мкртчян, "Голос Армении"