Это история об одном из визитов в Армению, которую мы и представляем читателю. Она самым наглядным образом покажет, чего стоит наш цивилизованный облик, которым мы хвастаем к месту и не к месту - не знаю, желая ли обмануть самих себя или чужих… А делать выводы предоставляем самим читателям. Но прежде - кое-какая информация.
«Армавиа», как мы знаем, единственный наш национальный перевозчик. И трассу Ереван-Дубай и обратно обслуживает лишь он один. Примерно год назад по этому же маршруту летали самолеты авиакомпании Air Arabia, с той лишь разницей, что взлет происходил из аэропорта Шаржи, который расположен в получасе езды от Дубая. Но это было вполне приемлемо. Пусть питание в этом рейсе не полагалось, но это не особо беспокоило пассажиров: лететь ведь всего каких-то 2,5 часа, так что можно и потерпеть. Зато билеты авиакомпании Air Arabia стоили всего 100-150 долларов, а это окупало все.
Естественно, что в этих условиях самолеты компании «Армавиа», билеты которой стоили намного дороже, летали почти пустыми. Что оставалось делать «Армавии»? Только снизить цены, и она снизила их до 200-250 долларов. Само собой, что ее дела улучшились, пассажиропоток возрос - люди стали охотнее пользоваться услугами армянской авиакомпании.
Но со временем Air Arabia начала постепенно сокращать число своих рейсов в Армению (почему - мы уже не знаем), и весь рынок целиком достался «Армавии». И вот тут-то она разгулялась полностью, насладившись всеми преимуществами и прелестями монопольного положения.
Ну, во-первых, ясное дело, она взвинтила цены - билет стал стоить 500-600 долларов. Чтобы представить, что это за сумма, сравните стоимость полета из Дубая по другим направлениям. Так, полет в Лондон, который длится 6 часов, стоит 600 долларов, в Турцию - 280-300 долларов. Что же касается рейса Дубай-Москва, то можем сказать лишь одно: порой людям гораздо дешевле добраться из Дубая в Ереван через Москву, нежели по прямой. Вот такие дела!
А теперь о том, какие нравы царят здесь. Напомним, что в ОАЭ люди отправляются прежде всего с коммерческими целями - за товаром. Именно в этой связи и возникли те принципы и сформировалась та психология, которые легли в основу сервисной политики «Армавии». Читатель, наверное, сам определит, как назвать все это - колхоз, духан, базар или как-то иначе.
* * *
Ева Варданян вот уже 4-5 лет живет в Объединенных Арабских Эмиратах - вышла там замуж и уже является гражданкой этой страны. Но все равно как минимум два раза в год она вместе со своей семьей посещает Армению. Обычно с ними прилетает и няня детей - гражданка Индонезии. Естественно, никаких проблем с ней не возникало - она без всяких проволочек получала визы. Кстати, в последний раз она была в Армении три месяца назад.
Но последний приезд Евы в Ереван обернулся такой одиссеей, что, не успев приехать, она сразу пришла к нам в редакцию и возмущенно рассказала обо всем, что им выпало перенести.
Вот ее рассказ. В действующей в Дубае билетной кассе «Армавии» работают две девушки, ни одна из которых не знает армянского: одна из них русская, другая - иранка. Обе они параллельно работают и в аэропорту. Официально касса открывается в 16:30 и работает до 19:00. Однако, по словам Евы, работать они начинают только в 5 или в 5:30 - и билет надо ухитриться купить именно в эти полтора-два часа.
Если же попытаться уточнить у них что-либо по телефону (естественно, на английском), то нарвешься на такую грубость и недовольство, что в следующий раз заречешься иметь с ними дело по телефону. Как бы там ни было, попавшая в дорожную пробку Ева, опасаясь, что, добравшись, найдет офис уже закрытым, приобрела билеты через работающего в этой конторе знакомого индийца.
Наступил день вылета - 31 января. С билетами в руках приехали в аэропорт. И вдруг девушка-иранка заявляет им, что в списке пассажиров их нет. «Как это?» - удивляется Ева и предъявляет билеты. Девушка-иранка начинает звонить по телефону и наконец сообщает - вы можете вылететь, а вот индонезийка - нет (наверное, ей передали, что в самолете всего три свободных места).
И как Ева ни старалась объяснить, что индонезийка вот уже который раз летает с ними в Ереван, что в последний раз она была в Армении три месяца назад, а за это время никакие законы не менялись, так что никаких запретов нет,- ее никто не захотел услышать. В конце концов иранка скинула проблему с больной головы на здоровую. Ждите, сказала она, в аэропорт едет консул Армении в ОАЭ, он уже в пути, приедет и все разъяснит.
Не будем особо вдаваться в детали. Часа через два появился консул. И высокомерно заявил: нет, я не могу позволить индонезийке въезжать в Армению! А знаете, как прокомментировал консул тот факт, что индонезийка несколько раз побывала в Армении? Ставя ей в паспорт визу, не обратили внимания, из какой она страны! Вот так…
Снова начались споры-разговоры, и тут консул обращается к русской девушке:
- Лена, мы можем их выпустить?
Лена оказалась не слишком доброжелательной:
- Нет, ворота закрываются!
Девушка-иранка попыталась решить проблему несколько иначе и предложила Еве лететь следующим рейсом.
- И вопросов с визой больше не будет? - поинтересовалась Ева.
- Посмотрим, сделаем что-нибудь,- ответила иранка.
В общем, Ева с детьми добралась-таки до Еревана, но без няни-индонезийки. Правда, билет на нее в кассе отказались принимать обратно, и деньги так и пропали.
Вот, в принципе, и все. Да, кстати, консула Армении в ОАЭ зовут Артем Хачатрян. Правда, хотелось бы знать еще, кто дал ему такие исключительные полномочия на ходу решать вопрос с визами и допускать или не допускать людей в Армению. Или, может, он облечен какими-то неведомыми чрезвычайными полномочиями?
Теперь, после этой истории, мы еще лучше представляем, какие перспективы открывает перед нами и нашей страной монополизм. Так что - да здравствует монополия...
"Собеседник Армении"