Наш собеседник – тюрколог, декан факультета востоковедения Ереванского Государственного Университета Рубен Мелконян.
.
- Господин Мелконян, получат ли разрешение кажущиеся нерешаемыми проблемы Константинопольского Армянского патриархата после смерти архиепископа Месропа Мутафяна?
- Если имеешь дело с таким государством, как Турция, то ничего нельзя исключать, Анкара и прежде торпедировала выборы армянского патриарха – в 1923, с 1944 по 1950 годы, и тогда тоже казалось, что препятствий никаких нет. В 1944 году, к примеру, патриарх скончался, но 6 лет власти не позволяли проводить выборы. Так что, не стоит исключать, что такое произойдет и на сей раз, хотя мне это кажется маловероятным.
Однако, после кончины Месропа Мутафяна ситуация переходит в новую фазу и плоскость, поскольку повода, из-за которого выборы патриарха не допускались, уже нет. Регламент предполагает прежде всего уточнение избирательных участков армянской общины, списков, поскольку в армянских кварталах нужно избрать делегатов, которые потом и будут участвовать в выборах патриарха. А до этого нужно сформировать соответствующую комиссию, и я думаю, все это начнется только в апреле.
Во-первых, 31 марта в Турции состоятся муниципальные выборы, кроме того, следует дождаться 40 дней со дня кончины патриарха. Хотя не исключается, что уже сейчас начнутся брожения, обсуждения, номинирование, и армянской общине нужно дать «рестарт» своим структурам.
- Еще один вопрос – кандидаты. Фактор Арама Атешяна не исчез, он пользуется покровительством турецких властей. Может ли он выдвинуть свою кандидатуру, или Эчмиадзин будет продвигать своего номинанта в расчете на успех, учитывая раскол в армянской общине?
- Начну с конца: я почти исключаю выдвижение католикосом своего кандидата, поскольку это довольно опасно. Католикосы никогда не выражали открыто свою позицию, хотя подспудно Эчмиадзин может поддерживать одного из кандидатов.
По сегодняшним законам, кандидатами могут стать лица, либо родившиеся в Турции, граждане Турции, либо если один из родителей был гражданином Турции. Есть целый ряд священников, отвечающих этим требованиям. Есть священники, которые родились здесь, например, архиепископ Сепух Чулджян, есть те, чьи родители родились в Турции, например, предстоятель Ширакской епархии архиепископ Микаел Ачапагян. Полагаю, что среди кандидатов будет Арам Атешян, убежден, что Сепух Чулджян также будет баллотироваться. Могу предположить участие в выборах архиепископов Хажака, Вигена. Архиепископ Хажак недавно встречался с министром ИД Турции Чавушоглу. Есть и другие более молодые священники.
Каким будет отношение общины и турецкого правительства, вопрос сложный, поскольку выбор общины может не устроить турецкое правительство, и такие примеры были и раньше. Но это уже другая сторона вопроса, потому что уже избранный патриарх может начать процесс адаптации. Что касается Арама Атешяна, то с ним были связаны скандальные истории, он скомпроментирован, и, наряду с административными преимуществами, он уступает в имидже. Кроме того, 10 лет Атешян был фактическим местоблюстителем, и община может оценить то, что он сделал за эти годы, и я не знаю, уполномочат ли они Атешяна на пожизненное управление патриархатом.
Думаю, следует ожидать конкурентной борьбы, появления новых имен. Я не исключаю, что в итоге правительство Турции займет деструктивную позицию, и какие-то кандидаты столкнутся с препятствиями. Но процесс только запущен, и нудно вооружиться терпением.
- Как вы оцениваете шансы Арама Атешяна?
- Если учесть административный ресурс и лояльность властей, то у него довольно конкурентные шансы, тем более, что наиболее лояльная властям часть общины постарается адаптироваться под желания власти. Но я бы хотел верить, что приоритетом станет интерес общины, и выборы будут беспристрастными. Хотя, конечно, не думаю, что за 10 лет правления Атешяна было много позитивных фрагментов, но решать будет община, и Армянской Апостольской церкви, Св. Эчмиадзину нужно быть готовыми принять это решение. Я надеюсь, что в 21 веке турецкое правительство хотя бы чуточку отойдет от тоталитарного отношения.
Следует с уважением отнестись к тому положительному, что сделал архиепископ Месроп. Было немало и негатива, патриархат порой неуместно политизировался, но Месроп Мутафян является автором многих пособий, и после него либо хорошо, либо ничего.
Сирануш Папян, https://www.lragir.am/