Внезапный конфликт между Россией и Турцией стимулировал интерес российской общественности не только к возможностям турецких вооруженных сил, но и к их морально-психологическому состоянию. А, учитывая не сходящую с уст наших граждан после принятия закона о гей-пропаганде «голубую тему», есть смысл сказать ясно и определенно – помимо солдат-натуралов, в составе турецких вооруженных сил против курдов, сирийцев, а в перспективы – русских и армян могут воевать и гомосексуальные военнослужащие.
Как известно, Турецкая республика – государство мусульманское, а ислам, пожалуй, самая нетолерантная к ЛГБТ-сообществу и гомофобская из мировых религий. Однако в современной Турции налицо серьезные изменения в отношении к гей-сообществу – в крупных городах, особенно Анкаре и Стамбуле, действует множество гей-клубов, баров и других заведений, не скрывающих данной направленности, а их посетители не маскируют своей сексуальной ориентации. Конечно, сельская местность и небольшие провинциальные города являют собой совершенно иную картину и там открытый гомосексуализм общественно порицаем и негласно наказуем.
Настоящим оплотом турецкого консерватизма до недавнего времени являлась армия. Как известно, в Турции все молодые мужчины призываются в армию. В отличие, кстати, от России, «откосить» там – крайне сложно (потому, например, биография практически каждого турецкого политика, ученого или деятеля культуры – вплоть до поп-певцов, включает в себя службу в армии). Единственное, что может «спасти» молодого человека от годичных каникул в форме с автоматом, возможно, под курдскими пулями, - тяжелая болезнь, инвалидность или… гомосексуализм. Последний, однако, по факту невозможно диагностировать. Это не мешает армейскому руководству требовать от врачей медкомиссий доказательств гомосексуальности призывников.
Врачи, испытывая давление командования, вынуждены изобретать наглядные «методы диагностики» самостоятельно. Среди оных – порой обязательные рассказы про «первый опыт», предоставление фотографий в женской одежде или откровенных снимков. Особой «популярностью» турецких военных врачей и их командиров пользуются снимки гомосексуальных призывников в ходе данных актов именно в пассивной роли, причем, как правило – с открытым лицом.
Вполне понятно, что далеко не все геи, приходящие в пункты призыва, готовы к подобным процедурам ради получения так называемого «розового билета», дающего освобождение от службы в армии. Более того, получение данного документа в будущем может стать для работодателя основанием для отказа при приеме на работу.
Интересно, что, например BBС несколько лет назад публиковало рассказ об ином случае – когда турецкого гея с «розовым билетом» без работы не оставили, но шеф сделал его ориентацию известной коллегам, которые впоследствии издевались над этим сотрудником. В 2011 году турецкие СМИ были взбудоражены историей о потере работы известным футбольным арбитром, результаты «медэкспертизы» которого при призыве на воинскую службу стали известны общественности – в том числе и его работодателям. Известный журналист с 16-летним стажем, в результате, потерял, как работу арбитра, так и должность спортивного обозревателя на одной из радиостанций.
В случае предоставления призывником военным врачам своих откровенных фото, имеется риск попадания этих снимков в интернет, другие СМИ или целенаправленно – родным и близким молодого человека, что, в условиях патриархального в целом общества, может быть подобно смерти. Поэтому многие гомосексуалы Турции все же попадают в ряды вооруженных сил, где по американскому образцу действует принцип «не спрашивай, не говори», дающий возможность геям, не проявляющим явно свою ориентацию, вполне успешно служить. Только если солдат или офицер делает свои сексуальные предпочтения достоянием общественности, его могут уволить, причем автоматически. Причиной этому, согласно мнению турецких военных, является исключительно забота о дисциплине. Очевидно, что в любой воинской части, среди солдат, основная масса которых – уроженцы провинции, исключительно гомофобные, нормально служить гомосексуал не сможет, а создавать отдельные казармы, спортивные залы и полигоны, душевые комнаты – задача, не оправданная по экономическим причинам.
Что касается скрытых геев, то периодически в средства массовой информации Турции прорываются небезынтересные истории их службы в армии. Так, к примеру, журналистка издания «Хюрриет» (Hürriyet) Айше Арман взяла интервью у гомосексуального учителя математики Каана Артера, который не только служил, но и с удивительным теплом вспоминал время своей армейской службы. Попав в ряды вооруженных сил уже 27-летним преподавателем, он, не выставляя напоказ свою ориентацию, сумел заслужить уважение большого числа молодых сослуживцев, которых не только «воспитывал», порой поистине инновационными педагогическими методами, заставляя поддерживать казарму в чистоте, но и учил читать и писать некоторых неграмотных солдат.
Впрочем, были у Каана Артера и пикантные истории - он не смог удержаться от пользования солнцезащитным кремом, когда солнце палило особенно жарко. Тем не менее, несмотря на все это, Каан Артер – имя вымышленное, а интервью госпоже Арман молодой человек давал, попросив ее не фотографировать его лицо. Это было сделано по той причине, что, после своих откровений Каан хотел продолжить преподавать математику, что, в случае оглашения его ориентации, было бы вряд ли возможно.
Однако и в правовом отношении в турецкой армии в последние годы имеют место значительные подвижки в деле обеспечения равноправия между гетеро- и гомосексуалами. Так, в последнее время признание призывника в том, что он гей, является основанием для выдачи ему «розового билета». Таким образом, молодые люди постепенно избавляются от описанных выше унизительных процедур. Под давлением европейских правозащитных организаций турецкий министр по делам семьи и социальной политики Фатма Шахин провела встречу с представителями ЛГБТ-организаций страны, в ходе которой пообещала начать совместную с общественниками работу по улучшению жизни турецких гомосексуалов. По мнению министра, если турецкая конституция провозглашает равенство для всех, любая дискриминация представителей ЛГБТ должна быть ликвидирована. Впрочем, как это отразится на гомосексуальных военных Турции, пока не совсем понятно.
Как уже было отмечено выше, ислам, исповедуемый большинством турецких граждан, настроен по отношению к гомосексуалам весьма жестко, и позитивные подвижки в деле обеспечения их прав – следствие стремления к европейскому образу жизни и секуляризации жителей этой еще в первой трети 20 столетия объявившей себя светской страны. Однако нельзя не отметить, что есть некоторые «гомосексуальные лазейки» и в самом исламе, что становится основаниями для смелых выводов некоторых общественных деятелей и ученых. Во-первых, Абу Ханифа, основатель ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы) суннизма, к которому принадлежит основное количество населения Турции, в отличие от основателей трех других имеющихся на данный момент суннитских мазхабов, считал, что за гомосексуализм стоит наказывать общественным порицанием и другими административными мерами, а не смертной казнью. Кроме того, один из современных богословов, основатель американской организации «Мусульмане за прогрессивные ценности» Даайа Абдуллах считает, что даже в Коране геи были названы несколько раз – к примеру, в 31 аяте суры ан-Нур они определены как мужчины, не имеющие вожделения к женщинам, а в некоторых аятах суры ан-Ниса, наряду с престарелыми женщинами имеются в виду и лесбиянки. Более того, как отмечает Абдуллах, в 32 аяте суры Ан-Нур о заключении браков между незамужними женщинами и праведными мужчинами, косвенно указывается на гомосексуальные союзы.
Что касается известной истории о наказании жителей Содома и Гоморры, то причиной его богослов считает насильственное склонение горожанами гетеросексуалов к гомосексуальным актам, а не сам гомосексуализм. Сразу стоит отметить, что эта точка зрения в исламской среде – весьма маргинальна, подвергается всесторонней критике, однако уже сейчас в США и Европе действует целый ряд ЛГБТ-организаций для мусульман (уже упомянутая «Мусульмане за прогрессивные ценности», «Мусульманский союз за сексуальное и гендерное разнообразие» и «Аль-Фатиха» в США, французская мусульманская ЛГБТ-организация, возглавляемая Любовиком Захедом Мохаммедом, кейптаунская община и др.).
По итогу, Турция - одна из самых толерантных мусульманских стран, что и предполагает не только наличие открытых гомосексуалов в ее крупных городах, но и в целом приемлемое их существование даже в рядах вооруженных сил. Вместе с тем, учитывая все изложенные выше принципы и невозможность службы в армии открытых геев, даже приблизительное их число в рядах защитников Турецкой республики назвать возможным не представляется. Невозможно также сказать, участвуют ли они в боевых действиях против курдских вооруженных формирований или переходят ли сирийскую границу, однако, в случае полномасштабного конфликта с Россией, очевидно, что турецкие геи примут в нем участие. Остается надеяться, что Москва и Анкара все же не скатятся к прямому военному противостоянию, и мы так и не проверим эту, вне сомнения, любопытную информацию.
Антон Евстратов, http://nation-news.ru/