“Евреям в Армении живется хорошо” - эти слова, произнесенные еще Иосифом Флавием, не потеряли своей актуальности и поныне.
Несмотря на то что более 97% населения современной Армении — этнические армяне , в этой, по сути мононациональной стране евреи живут с незапамятных времен. Исторические документы указывают, что первые иудеи появились здесь еще во времена правления царя Ирода I в Израиле и царя Тиграна II Великого в Армении — более двух тысяч лет назад. Армян и евреев сближает схожая история: войны, гнет иноземцев, геноцид, рассеяние по всему миру. ...Современная еврейская община Армении в основном представлена людьми с высоким образовательным цензом, профессионально востребованными. Большинство из них — врачи, педагоги, инженеры, музыканты, ученые. Об истории и нынешнем положении армянских евреев в канун еврейского Нового года рассказывает главный раввин Армении Гершон-Меир БУРШТЕЙН.
— Г-н Бурштейн, как зарождалась еврейская религиозная община Армении?
— Еврейская община Армении, наверное, самая нетрадиционная из всех религиозных общин в мире, и это связано с тем, что последние 100 лет понятия “национальная община” как такового не существовало. Это не новость: на всей территории бывшего Советского Союза национальная политика была направлена на ассимиляцию и, естественно, общины теряли свою актуальность.
История нахождения и проживания евреев в Армении довольно длинная и многовековая. ...Сегодняшняя община в основном была собрана... За последние 100 лет была большая миграция в Армению евреев из разных республик Советского Союза. Не последнюю роль играло то, что в Армении нет антисемитизма, чего нельзя сказать о других республиках.
В начале 90-х прошлого века, когда началось переосмысление своих национальных корней, своего “я”, национальной принадлежности, самооценки, в Армении, как и в других республиках Советского Союза, стали возрождаться национальные движения, в том числе и еврейство. Конечно же, тот факт, что евреи в Армении сохранились в течение 70 лет тоталитарного режима, уже является уникальным...
— Сегодня в центре Еревана есть синагога, реализуются не только религиозные, но и образовательные и гуманитарные программы. Расскажите, пожалуйста, о них.
— Еврейская община была одной из первых общин, поставивших во главу угла национальное образование. Мы понимаем, что... если молодое поколение не будет являться преемником культуры, национального наследия, то последующие поколения будут ассимилированы. Поэтому вопросы образования были для нас первичными.
...Армения актуальна в еврейском мире... Несмотря на малочисленность еврейской общины и небольшую территорию самой страны, Армения является фаворитом по развитию кошерных производств. Интересен тот факт, что не только производители еврейского происхождения, но и армяне сегодня заинтересованы в этом, так как видят перспективу расширения рынка сбыта и попадания в новый рынок, который называется “кошерным”. Сегодня мы контролируем и консультируем более 6 крупных производителей, которые благодаря тому, что они сертифицированы на кошрут, экспортируют и в США, и в Европу кошерную продукцию. Так, например, в мире всего 3 фирмы производят кошерное гранатовое вино. Одна находится в Израиле, другая — в США, третья — в Армении. Это серьезно.
Что до общины, то, надеюсь, она будет смотреть на путь к Иерусалиму. Потому что, если мы каждый год говорим: “На следующий год — в Иерусалиме”, это значит правилен тот процесс, который происходит в Армении, в частности исход и алия в Израиль... Я его не ускоряю, но поощряю, стимулируя не только физическое, но и идеологическое желание жить в Израиле.
— Наша встреча происходит в канун еврейского Нового года. Что бы вы пожелали членам еврейской общины, гражданам Армении и нашей аудитории?
— Всем гражданам Армении я пожелал бы, конечно, мира. Мы знаем, что евреи приветствуют словом “шалом” — это пожелание мира. Мир является залогом развития любой страны.. ...Ну а в связи с Новым годом я хочу пожелать на еврейском языке хорошего года и чтобы все мы были записаны в Книгу Жизни.
Нелли МАДАТЯН, RFI
(Международное французское радио)
Новое время