Плох тот фестиваль,
который ограничивается показами, не стремясь расширять свой охват заинтересованных
лиц. Международный кинофестиваль духовных фильмов "Фреско", появившийся
в нашей культурной панораме в прошлом году, несмотря на юный возраст, на месте не
стоит. Достаточно сказать, что уже в этом сезоне к определению "фестиваль
духовных фильмов" "Фреско" добавил – и современных искусств.
НЕ ЗНАЮ, НАСКОЛЬКО ЗАПОМНИЛИСЬ КАРТИНЫ, ДЕМОНСТРИРУЕМЫЕ в формате фестиваля - хотя в прошлом году за десять дней работы "Фреско" представил своему зрителю порядка 300 полнометражных и короткометражных, игровых, художественных и документальных фильмов, сделанных известными мастерами и начинающими кинематографистами, – но атмосфера, царящая на фестивале, впечатлила всех. Создатели фестивальной концепции вывели кино из узких рамок демонстрационного контекста, а проще – предпочли показы на пленэре. Много ли кинопоказу надо – проектор, белое полотно, которое можно установить где угодно, и люди, которым это интересно.
"Мы предлагаем нашему зрителю совершенно новый формат фестиваля и надеемся, что этот прецедент заложит основу новой культуры просмотра фильмов в нашем обществе, - говорил, презентуя "Фреско", его главный учинитель и президент Шаен Назаренко. - Картины, обращенные к духовным, социальным и гуманистическим темам, выйдут из кинозалов и сами начнут искать своего зрителя. Мы намерены создать не только в Ереване, но и в регионах своеобразные кинокампусы, палаточные городки, и на протяжении десяти дней зритель будет под открытым небом смотреть фильмы, а широкие обсуждения поднятых в них вопросов должны стать непременной частью нашего фестиваля. Еще одна задача "Фреско"" - привлечь и вовлечь в фестиваль людей с ограниченными возможностями. Причем мы рассчитываем на то, что эти люди станут не только нашими зрителями, но и примут участие в организационной работе".
Парень сказал – парень сделал! Никаких гламурных тусовок, фотосессий и red carpet-ов. Люди и фильмы. Причем география фестиваля не ограничилась столицей – Ахтала, Одзун, умудрились добраться даже до Татева. Показы "Фреско" сравнимы с выступлениями разве что вагантов или цирка-шапито – приехали на место, развернули шатер - сиречь экран, зрители уселись на специальные подушки, а кто и просто улегся на травке, и процесс пошел. Причем не только процесс кинопросмотра. Во главу угла организаторы ставят "разговор о главном" - дискуссионный процесс, проходящий в такой же абсолютно неформальной обстановке, объединяющей зрителей и фильммейкеров.
НЕ МЕШАЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО РАБОТУ СВОЮ "ФРЕСКО" НАЧАЛ, НЕ ИМЕЯ практически никакого финансирования – только энтузиазм "Формика Арт Продакшн" и общественной организации "Циацан", заручившихся благословением Араратской епархии. Но, как говорит Шаен Назаренко, "когда нам нужно решать какие-то вопросы и мы обращаемся к самым разным людям, по крайней мере пока, то находим неизменное понимание и поддержку. "Фреско" очень надеется и на то, что к нашему проекту отнесутся с пониманием и средства массовой информации, которые, бесспорно, играют в подобной попытке приглашения к диалогу очень важную роль".
15 мая фестиваль "Фреско" объявил dead-line – завершил прием заявок на участие в конкурсной программе, на которое не было никаких ограничений. Пол, возраст, национальная принадлежность, профессиональный и социальный статус – ничто не принимается в расчет, кроме стремления создателей тех или иных работ высказаться о проблемах не местечковых, не частных. Уже на второй год своего существования "Фреско" серьезно расширил свои жанровые границы. Отныне фестиваль открыт не только для кино. Фотохудожник, авторы спектаклей и перформансов пополнят ряды творческих людей, которым хотят, чтобы их арт-высказывания были услышаны самой широкой и неравнодушной публикой.
В основу концепции нынешнего международного фестиваля современного искусства и духовных фильмов "Фреско" положена тема мира как главной общечеловеческой ценности. Все работы, отобранные для участия в фестивале, говорят "нет" войне, экологическим катастрофам, насилию, дискриминации и пропагандируют мир, толерантность, гуманизм, патриотизм и стремление делать добро. Отдельный упор "Фреско" делает на работы, обращенные не к пропаганде даже, а к восстановлению семейных ценностей, направленные на нравственное и духовное воспитание молодежи.
"ПРОБЛЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ВО ВСЕМ МИРЕ И В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ в частности, моральные, нравственные вопросы - обо всем этом надо разговаривать, - считает духовный наставник и ответственный фестиваля священник Есаи АРТЕНЯН. - Соберутся люди, приедут специалисты, и остро стоящие темы раскроются нам, пропущенные сквозь призму сознания и восприятия художника. Мы попытаемся выяснить, насколько искусство, обращенное к болевым точкам, влияет на людей, работает в обществе. В конечном счете наша цель - добиться того, чтобы люди увидели как можно больше работ, авторы которых исповедуют и проповедуют высокие моральные категории, говорят о нравственном, о духовном. Ведь эта брешь в нашем обществе сегодня очевидна. Главная наша цель - возрождение духовных ценностей, а начать этот процесс нужно с разговора, который будет первым шагом навстречу".
При всей неформальности фестивальной атмосферы "Фреско" тем не менее - фестиваль конкурсный. Но и здесь он проявил себя нетрадиционно. У номинаций, в которых еще предстоит обнаружиться победителям, формулировки вполне в формате - "Лучший мессидж", "Лучший анализ проблемы", "Любовь и мир", "Герой нашего времени". Ни тебе "лучших актеров", ни тебе Гран при. Но ведь "Фреско" - это показ работ, объединенных беспокойством, тревогой и надеждой их создателей вокруг проблем, которые стали болевыми точками сегодняшнего общества. Вопросы войны и мира, глобальные проблемы, перед которыми стоит сегодня человечество, и вечная проблема каждого отдельно взятого человека - проблема нравственного выбора. Фестиваль приглашает к широкому и открытому разговору в надежде на понимание, а также формирование культуры ведения дискуссии.
У "Фреско" есть еще пара месяцев перед стартом. Но уже сейчас его организаторы стремятся вовлечь в его свежее течение как можно больше друзей и соратников. Ведь фестиваль "Фреско" не цель, и уж тем более не самоцель, а средство. Средство формирования диалога. Средство выхода из духовного кризиса. Средство развития национального и гражданского самосознания. Наконец, средство не приобщения человека к искусству, но приобщения человека к человеку.
Сона Мелоян, "Голос Армении"