Была у меня как-то беседа с одним олигархом местного значения. Не очень приятная в целом беседа. Как сказал бы один из галантных героев "Трех мушкетеров", не сошлись мы с ним во мнениях по поводу некоторых аспектов свободы печати. Но нет худа без добра: по ходу нелицеприятного разговора обменялись отдельными суждениями про жизнь нашу грешную. "Знаешь, за что я не люблю Армению? - задал мне, в частности, такой вот риторический вопрос симпатичный олигарх. - Тут даже интриг нет настоящих, одни мелкие мутиловки". Устами олигархов, как гласит новоармянская поговорка, глаголет истина.
Как-то вот так неосторожно получилось, что строили мы, строили наше общее государство и... Построили государство, защищающее интересы мутиловщиков, карьеристов и проституток (в идеологическом смысле этого слова), которые озабочены одним - надежно прикрыть свою задницу, чтобы, не дай бог, более шустрые мутиловщики не отобрали у них законное право на свою порцию шашлыка в компании с "крестным отцом".
НЕ БУДЕМ В ДАННОМ СЛУЧАЕ РАССУЖДАТЬ, кто из трех армянских президентов внес наибольший вклад в сложившуюся систему. Это было бы несправедливо, потому что виноваты не столько президенты, сколько общество, принявшее новые правила игры, при которых, вопреки марксизму и другим экономическим теориям, в Армении складывается довольно любопытная система производственных и общественных отношений - система пожизненного найма, гарантирующая человеку безбедное существование при одном маленьком условии: в обмен на покорность, повиновение, лизоблюдство и тотальный контроль. Если ты эти правила игры принимаешь, то тебе можно все - воровать, кидать... Даже предавать, чтобы перейти за стол к более сильному крестнику и съесть более жирный кусок шашлыка... Это считается победой, поощряется, поскольку наличие очевидного компромата только усиливает зависимость и покорность...
Возможно, некоторые генетические особенности наших соседей частично и оправдывают подобный уклад, но суть дела от этого не меняется - подобные отношения более характерны для мафиозно-клановых структур, и если в них есть определенный резон, когда надо защищать территорию клана от нападения враждующих семей, то созданию цивилизованного, свободно развивающегося общества и государства подобные отношения никак не способствуют.
На уровне личностного выбора вопрос не нов. Продать черту душу в обмен на богатство-бессмертие-власть или остаться свободным - альтернатива, увековеченная классикой, и выбирает тут каждый по себе.
ПРОБЛЕМА НЕ В ТОМ, КТО ЧТО ВЫБИРАЕТ. Каждый выбирает то, что для него важней. Проблема в том, какой выбор поощряется обществом и государством. Если государство на стороне мелкого мутиловщика и приспособленца, который только и может важно расхаживать по коридорам госучреждений или разваливаться в кресле с самодовольной мордой, внушая ужас без вины виноватым посетителям, то можно отбросить в сторону мечту, что когда-нибудь удастся построить страну, которой будут гордиться если не мы, то наши дети.
Есть старый анекдот про покупателя попугаев. Сначала ему предлагают попугая за 200 долларов и объясняют, что говорит попугай на двух языках. Затем показывают другого, за четыреста, и объясняют, что говорит он на четырех языках. Потом показывают третьего, упитанного, за восемьсот долларов. Понятливый покупатель спрашивает: "А этот что, на 8 языках говорит?" - "Да нет, - отвечают, - он вообще не говорит, просто те два говорящих попугая называют его шефом". Анекдоты анекдотами, а сегодня мы не очень далеки от того, чтобы превратиться в страну попугаев, с которых будет как начинаться, так и заканчиваться наша утомленная родина.
Понятно, внутренне непродажные люди неуютны для окружающих и системы, поскольку, не особо заботясь о собственных перспективах, не признают дутых авторитетов. Но именно такие личности, вопреки всем правилам, нормам и попугаям, ценой своего будущего и жизни победили в Карабахской войне. Победили, но, не сумев воспользоваться плодами этой победы внутри страны, создали общество приспособленцев.
КОНЕЧНО, СОЗДАЛИ ЭТО ОБЩЕСТВО НЕ ОНИ. Это клевета на погибших. Один из неписаных законов истории гласит, что после победы революции (а Карабахская война была для армянства именно революцией) на поверхность всплывает всякое приспособленческое дерьмо. Так случилось и у нас, а мы тихо-спокойно к этим приспособленцам приспособились. И проблема безопасности Армении сегодня вовсе не в тех двух комплексах С-300, которые Россия продает Азербайджану. И не в тех задачах по строительству армянского ВПК, над которым ломает голову Совбез. Проблема в том, что общество диктатуры приспособленчества и клановых законов никогда не встанет с колен, как бы ему ни помогали со стороны. Такое общество всеобщего приспособления с течением времени спокойно сгниет само по себе. И в погоне за своей порцией шашлыка никто этого и не заметит, как не заметили наши постовые прапорщика Мубариза.
Рубен МАРГАРЯН, "Голос Армении"