Конфликт в Нагорном Карабахе вновь рискует перейти в горячую фазу. Армяно-азербайджанские противоречия превращаются в самый серьезный кризис на пространстве СНГ. Ведь, в отличие от украинского, он будет носить перманентный характер. Даже если стороны каким-то образом заморозят карабахский конфликт это не снизит градус конфликта между двумя республиками.
Очередное обострение ситуации началось 12 ноября, когда возле границы между самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) и Азербайджаном во время проведения учебного полета был сбит вертолет Ми-24, принадлежащий ВВС НКР. Азербайджанская армия не отрицает свою причастность к инциденту и не давая армянской стороне забрать тела погибших пилотов, обстреливает территорию падения вертолета в нейтральной зоне.
В Баку считают свои действия полностью правомерными. «Азербайджан еще несколько лет назад в связи с планами Армении использовать ходжалинский аэропорт для полетов в Нагорный Карабах объявил воздушное пространство над оккупированными территориями закрытым для полетов и в установленном порядке оповестил об этом всех членов Международной организации гражданской авиации», - пояснял и.о главы пресс-службы азербайджанского МИД Хикмет Гаджиев. Руководство Азербайджана пригрозило и впредь сбивать все объекты, которые будут летать над территорией НКР.
Азербайджанская провокация, учитывая логику противостояния, поставила армянское руководство перед необходимостью дать адекватный ответ. Министр обороны Армении Сейран Оганян пообещал, что он будет «соответствующим и немного несоразмерным». Вот только непонятно, каким именно, учитывая ограниченное пространство для маневра со стороны Еревана. Очевидно, что попытка проведения ответной военной акции (например, ликвидация какого-либо блокпоста на азербайджанской территории или же попытка в ответ сбить азербайджанский военный самолет или вертолет) повлечет за собой эскалацию конфликта вплоть до начала боевых действий. В Азербайджане говорят, что к ним Ереван не готов. «Армения сегодня не в состоянии вступить в военное соперничество с Азербайджаном, а проводимая ею политика и вовсе привела к ослаблению государства. Это видно из социальной напряженности внутри страны, непоследовательной и необдуманной политики Армении с соседними государствами, кроме того, из ее непрекращающихся провокационных действий в отношении Азербайджана», - уверяет депутат азербайджанского парламента Айдын Мирзазаде. Однако проблема не в неготовности армянской армии к оборонительным действиям в Карабахе (где за двадцать с лишним лет независимости создали очень серьезный укрепрайон), а в том, что атака на азербайджанскую территорию сделает Армению агрессором. Как никак с чисто юридической точки зрения (без учета духа минских соглашений и принципов элементарной целесообразности) азербайджанские ПВО действительно имели право сбивать иностранные воздушные объекты, находящиеся на территории Азербайджана. Поэтому в этом случае Москве будет непросто найти способ поддержать своего союзника по ОДКБ.
Таким образом, от Армении требуется придумать ассиметричный невоенный ответ. По мнению некоторых блоггеров и политологов, таковым могло бы быть открытие для международных полетов недавно отстроенного аэропорта, находящегося возле столице Нагорного Карабаха - Степанакерта (некоторые армянские аналитики считают, что именно планы по открытию аэропорта и были причиной превентивной провокации со стороны Баку) и тем самым вынудить Баку отказаться от своего плана сбивать воздушные объекты над территорией НКР. «Если Азербайджан попробует сбить суда третьих стран, то, естественно, будет иметь дело с третьей страной", - говорит глава пресс-службы президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян.
Однако проблема в том, что авиакомпании третьих стран туда летать не будут. НКР - непризнанное государство, ее территория считается азербайджанской, и международные организации гражданской авиации просто не лицензируют этот аэропорт. К тому же Азербайджан пообещал сбивать все самолеты, которые туда будут летать, и авиакомпании не готовы даже ставить под угрозу лайнеры и пассажиров (хотя бы из-за крайне дорогой в этом случае страховки). Впрочем, некоторые армянские журналисты уже предложили способ решения проблемы. По их мнению, первым бортом в степанакертский аэропорт должен отправиться армянский президент Серж Саркисян. Они шутят, что любое решение, которое примет Азербайджан относительно судьбы этого самолета, будет в интересах Армении.
Вне зависимости от методов и сроков урегулирования нынешнего кризиса политологи признают, что армяно-азербайджанские противоречия превращаются в самый серьезный кризис на пространстве СНГ. Ведь, в отличие от украинского, он будет носить перманентный характер. Даже если стороны каким-то образом заморозят карабахский конфликт или (что крайне маловероятно) найдут какое-то временное решение по статусу НКР, это особо не снизит градус конфликта между двумя республиками. Проблема в том, что помимо разногласий в карабахском вопросе и личных интересов ряда элит в обеих странах взят курс на культивирование в собственных обществах ненависти по отношению к соседу. И если в Армении этот тренд не так силен, и там речь идет скорее не ненависти, а о презрении (объясняется это слабостью и неэффективностью центральных властей, неспособных даже поставить эффективную пропаганду, а также ощущением себя победителями в конфликте) то в авторитарном Азербайджане, чье общество пропитано реваншистскими настроениями, идея ненависти положена в саму основу общественного воспитания. И, как говорил корреспонденту Эксперта Online один из азербайджанских политических лидеров, «самое страшное начнется тогда, когда вымрет наше поколение, которое хотя бы настоящих армян в лицо видело».
Геворг Мирзаян, «Expert Online»