Несмотря на то, что Лозаннский договор предусматривает защиту прав немусульманских меньшинств - армян, греков и евреев, проживающих в Турции, тем не менее, эти права постоянно попираются правительством.
Армяне Турции, боясь гнева своего правительства, редко осмеливаются возразить в ответ на частые нарушения своих гражданских прав. Еще хуже, когда армяне Стамбула сами просят турецких чиновников вмешаться в дела своей общины для разрешения внутренних и личных споров.
Свежим примером такого грубого вмешательства является избрание Арама Атешяна заместителем патриарха, после того, как врачи установили, что нынешний Константинопольский патриарх Месроп Мутафян страдает неизлечимой болезнью.
Шесть месяцев назад, с опозданием в 2 года, в течение которых из-за немощи патриарха Мутафяна кресло патриарха фактически пустовало, Религиозное собрание Константинопольской патриархии обратилось к турецкому правительству с просьбой о разрешении провести выборы патриарха-соправителя. Религиозное собрание назначило инициативный орган для организации выборов после получения разрешения Анкары.
Ситуация еще больше запуталась, когда инициативный орган, превысив свои полномочия, самостоятельно направил турецким властям письмо с просьбой о разрешении избрать нового патриарха, а не патриарха-соправителя.
В обоих случаях была допущена одна и та же серьезная ошибка: турецкое правительство попросили вмешаться во внутренние религиозные вопросы армянской общины. Более того, наличие патриарха-соправителя противоречило традициям и обычаям патриархии, насчитывающей, в отличие от Первопрестольного Святого Эчмиадзина, Великого Дома Киликийского и Армянской патриархии Иерусалима, 600-летнюю историю. Просьба об избрании нового патриарха также было неверным: при жизни действующего патриарха нельзя избирать нового патриарха, поскольку патриархи избираются пожизненно.
Пользуясь разногласиями, существующими внутри армянской общины, турецкое правительство 29 июня, наконец, ответило на заявление, разрешив провести выборы заместителя патриарха, а не патриарха-соправителя или нового патриарха. Этим своим шагом власти нарушили религиозные права армянской общины, и, к несчастью, сделали это по просьбе самой армянской общины.
Разрешив, чтобы патриархия была представлена на уровне заместителя патриарха, турецкое правительство ослабило исторический статус этого учреждения, поскольку патриарх Мутафян, страдая психической, а не физической немощью, может прожить еще долгие годы, а за это время патриархией будет руководить лишь заместитель патриарха. Подобная случайность послужит интересам Турции, которая всегда стремилась ассимилировать армян путем бюрократических препятствий, лишая их избранного путем свободного волеизъявления и способного духовного лидера.
После указа правительства, в течение 48 часов, архиепископ Атешян, который фактически руководил патриархией, как председатель Религиозного собрания, состоящего из 26 человек, созвал собрание и был единогласно избран в качестве заместителя патриарха. Ни одному другому священнослужителю не дали возможности выдвинуть свою кандидатуру на этот пост.
Пока армянство по всему миру молчало, за исключением главы Епархии ААЦ в Германии, архиепископа Гарегина Бекчяна, несколько отважных стамбульских армян осмелились поднять свой голос протеста. Инициативный орган, который был распущен турецким правительством, подал судебный иск против решения Анкары, требуя провести выборы нового патриарха, а не его заместителя.
Что нужно делать в сложившейся ситуации? Армянские религиозные и светские руководители, находящиеся за пределами Турции, должны поднять протест против неуместного вмешательства турецких властей во внутренние дела армянской церкви.
Очень важно, чтобы армяне Турции объединились и заявили, что должность заместителя патриарха – это временная мера, а не долгосрочное решение. Армянская община, не спрашивая разрешения у Анкары, должна организовать новые выборы патриарха-соправителя, который потом, после кончины нынешнего немощного патриарха Мутафяна, станет патриархом.
Решит ли армянская община избрать нового патриарха или патриарха-соправителя, это лишь ее дело, а не дело турецких властей. Важно, чтобы армянская община Стамбула сплотилась вокруг единой позиции и избегала дополнительного раскола. Если местная армянская община станет единой и получит поддержку армянства мира и не армян, то турецкое правительство, которое гордится своим светским и демократическим режимом, вынуждено будет воздержаться от политического вмешательства в религиозные дела армянского меньшинства.
Арут Сасунян,
издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер»
ARMENIA Today