С творчеством этого виртуозного джазового гитариста с голландской фамилией Van Lake я был знаком давно. А как же иначе - ведь Терк Ван Лэйк был один из тех музыкантов, дружбой и сотрудничеством с которым дорожили такие гиганты мирового джаза, как Лайонел Хэмптон, Бадди Рич, Чарли Барнет, Сара Воэн, Нэнси Уилсон, Чик Уэбб, Каунт Бейси, Хэрби Мэнн, Бенни Гудмен...
Я много читал о нем, слушал его записи, но никогда не видел фотографий. И вот совсем недавно я наткнулся на старую фотографию в журнале «Лайф» - на ней были запечатлены музыканты оркестра Бенни Гудмена, плывущие на корабле по Волге во время их исторического турне по СССР. Мое внимание сразу же привлекла типично восточная внешность Ван Лэйка - невысокий, худощавый, с черными вьющимися волосами, зачесанными назад... Заинтригованный, я внимательно перечитал англоязычное написание его имени и фамилии - Turk Van Lake, что можно перевести как «Озеро Ван в Турции»! Начал рыться в энциклопедиях, джазовых справочниках, и представьте - нашел! Оказалось, что под этим псевдонимом «скрывался» Ваниг Рубен Овсепян.
Он родился в Бостоне, штат Массачусетс, 15 июня 1918 года в семье беженцев из Турции. Отец его был человеком ответственным, работящим. Заработав достаточно денег, он перевез семью в Нью-Йорк, где сумел дать сыну неплохое образование в Высшей школе Тоттенвилля?- там Ваниг изучал гармонию под присмотром известного специалиста Отто Сезана. А когда у Ванига стали проявляться музыкальные способности, отец сумел обеспечить сыну возможность закончить и консерваторию Бостона.
Параллельно с классической музыкой Ваниг, поддавшись всеобщему увлечению тех лет (30-40 годы прошлого столетия), начинает заниматься и джазом. Чтобы угодить семье, он продолжает играть в симфоническом оркестре, писать камерные произведения, которые с успехом исполняются многими американскими классическими оркестрами. Но джаз манит к себе все сильнее и постепенно начинает играть все большую роль в его жизни и творчестве. Начав с маленьких клубов, малоизвестных комбо и оркестров, он постепенно утверждает себя на американской джазовой сцене. Первый серьезный успех приходит к Ванигу, когда его берет в свой оркестр в качестве гитариста барабанщик и бэнд-лидер Чик Уэбб. Именно в этом оркестре начинала свой путь первая леди джаза Элла Фитцджеральд. Освоившись с ролью гитариста, Ваниг начинает заниматься аранжировкой композиций для свинг-бэндов - пригодилась консерваторская подготовка. Руководитель оркестра принял его первую аранжировку к исполнению, когда Ванигу исполнилось всего лишь 19 лет. Но взамен потребовал, чтобы Ваниг поменял имя на более понятное американскому слушателю. Турция, озеро Ван - по рассказам родителей эти названия были знакомы Ванигу с детских лет. Так он стал Терком Ван Лэйком. В 40-х годах он начинает выступать в качестве сайдмена многих звезд джаза того времени, а в 1954 году формирует уже свой собственный квартет, который с успехом выступает на протяжении нескольких лет. В тот же период он создает великолепные аранжировки для оркестров Каунта Бейси, Лайонела Хэмптона и Бенни Гудмена. Его лучшие сочинения - Georgie-Porgie, In The Midle, Go-Pilot и другие - стали хитами в исполнении биг-бэндов. В составе ансамбля Леса Элгарта в конце 50?х он гастролировал по всей Европе и Африке. Но одной лишь исполнительской деятельностью Терк не ограничивается. Он преподает в College of Staten Island, становится автором ряда книг, а для профессионального журнала «Метроном» пишет знаменитую серию статей, в которых излагает свои мысли о роли гитары в современном джазе. Но, конечно, звездным часом Ван Лэйка было его участие в оркестре Бенни Гудмена.
В 1962 году в рамках инициативы «Послы доброй воли» и при поддержке Госдепартамента США были организованы гастроли оркестра «короля свинга» Бенни Гудмена в СССР. Это был первый настоящий американский джаз-оркестр, который добрался до территории Союза. Аккуратный во всем, Гудмен очень тщательно подбирал музыкантов для такой ответственной поездки. Он даже хотел взять с собой Дюка Эллингтона «для усиления» состава, но тот отказался - позднее Эллингтон приедет в Союз со своим оркестром. Кстати, Гудмен включил в этот тур лишь троих из основного состава оркестра - пианиста Тедди Вильсона, баритон-саксофониста Джина Аллена и гитариста Терк Ван Лэйка. Менеджером и организатором с американской стороны был легендарный продюсер Джордж Авакян. Гастрольный маршрут включал Москву, Ленинград, Киев, Тбилиси и Ташкент. Концерты проходили с аншлагами, билеты распространялись через райкомы и парткомы по личному распоряжению ЦК КПСС. А простые люди всеми правдами и неправдами старались попасть на концерты и услышать настоящий джаз. Читать воспоминания участников этого гастрольного тура весьма любопытно - американских музыкантов удивляли такие мелочи, которые, нам, жителям этой некогда великой страны, и сегодня кажутся абсолютно нормальными...
Аэропорт Тбилиси. При выходе из самолета музыканты вдруг слышат возгласы: «Джордж Авакян!» и видят, как через взлетно-посадочную полосу к ним бегут трое. После короткого разговора на армянском они усаживают Авакяна в свою машину и увозят в город. Как оказывается, это были тбилисские армяне, любители джаза и какие-то дальние родственники Авакяна (родился он в 1919 году в Армавире, через два года после его рождения семья обосновалась в Тифлисе, а в 1923-м переехала в Америку). На следующий день родня, но уже в расширенном составе, приходит в гостиницу за автографами. Авакян просит показать ему его родительский дом, где он родился и прожил до 7 лет. Родственники с радостью везут его туда. Продюсер берет с собой Ван Лэйка. Последний тоже говорил по-армянски. Там, во дворике старого дома Авакянов, он с удовольствием общается с соседями. И тут происходит невероятное - во двор входит женщина, которая представляется родной тетей Терка, специально приехавшей из Еревана, чтобы встретиться с ним! Оказалось, что мать Терка, узнав о предстоящем визите сына на Кавказ, находит свою сестру, с которой контакт был потерян лет 50 тому назад, и через руководителей гастрольной поездки организует приезд тети Галипсе и ее сына из Еревана в Тбилиси. Им же вручаются и билеты на концерт. При прощании тетя достает из чемодана увесистый пакет с письмами и передает Ван Лэйку. Так Ван Лэйк и Авакян становятся нелегальными почтальонами для советских армян, желающих передать весточку своим родственникам в США.
В последнем городе тура, в Ташкенте, весь оркестр отмечает день рождения Терка. Гудмен упросил повара гостиницы испечь огромный торт для именинника. Когда весь ансамбль собрался в номере Гудмена, Ван Лэйк достал из чемодана две бутылки грузинского вина. Переводчик Феликс, увидев эти бутылки, удивленно спросил: «Где вы достали это вино?» Терк ответил, что в столице Грузии к нему подошел старый тбилисский армянин, мастер по пошиву рубашек, и подарил ему две бутылки этого вина. «Это же лучшие сорта грузинских вин! Такие пьют только в Кремле»,- выдавил из себя переводчик...
Ван Лэйк прекрасно играл на всех видах струнных - электрической и акустической гитарах, мандолине и даже банджо. Но играть на этом инструменте он не любил и банджо с собой на гастроли не взял. Между тем в программу гастролей были включены пьесы из репертуара оркестра Поля Уайтмена с использованием банджо. В Москве и Ленинграде Терк сыграл эти партии на гитаре, но уже в Киеве Гудмен, неудовлетворенный звучанием пьес, требует от Ван Лэйка сыграть их на банджо. Ван Лэйку удалось раздобыть этот инструмент, а сделать это в Киеве в 1962 году было ох как непросто!
Много любопытных подробностей этой уникальной гастрольной поездки можно узнать из воспоминаний музыкантов оркестра Гудмена. К сожалению, автобиографическая книга, которую Терк Ван Лэйк писал всю свою вторую половину жизни, до сих пор не издана. Наверное, 90-летний Джордж Авакян упомянет об этой поездке в своей биографии, которую он пишет уже много лет...
В 60-е годы Терк Ван Лэйк много выступал с такими известными певицами, как Мириам Макеба и Нэнси Уилсон, работал с популярным флейтистом Хэрби Мэнном. А последние годы своей жизни профессор струнного факультета Music College of Staten Island Терк Ван Лэйк сосредоточился на преподавательской работе. Он умер у себя дома в Нью-Йорке 1 сентября 2002 года. Кроме друзей и коллег в последний путь этого выдающегося музыканта провожали его дочери, Армине и Анджелик, с тремя внуками...
Сурен АРАМЯН, "Собеседник Армении"