В конце минувшего года "ГА" писал о том, что в столице Арцаха планируется создание картинной галереи. Столь благородная идея, кажется, в эти дни уже обретает реальные очертания. Главный инициатор - известный ученый, доктор геолого-минералогических наук, профессор, действительный член Российской Академии наук, меценат и общественный деятель, издатель журнала "Арагаст" Григорий Аркадьевич ГАБРИЕЛЯНЦ.
В минувшем году Григорию Аркадьевичу исполнилось 75 лет. Но назвать его человеком, утомленным жизнью, просто невозможно. Он полон энергии, по-прежнему жаждет плодотворной деятельности - неоднократно приезжает в Армению, принимает самое активное участие в научных конференциях, не забывая и Арцах, где его ждет масса вопросов, связанных с организацией музея.
Почему именно Г.Габриелянц - один из немногих, проявив гражданскую позицию, стал у истоков возрождения Арцаха? Ответ прост: колоссальный опыт, широкая эрудиция, творческий подход к делу, основанный на высочайшем профессионализме, - именно эти качества, способствовавшие в конце 80-х его восхождению к высшей министерской ступени (с поста министра геологии СССР он ушел после распада Советского Союза) и ныне оказались востребованными. Немаловажную роль в этом сыграли и личные качества Габриелянца: инициатива, организаторские способности, умение легко вступать в контакты, брать на себя ответственность и реализовывать поставленные задачи. И еще одна черта, которая по нынешним временам большая редкость, - умение масштабно мыслить. Г.Габриелянц как бы охватывает единым взглядом все разнообразные сферы бытия и человека, историческое прошлое и современность, науку и искусство, понимая искусство как важнейший, существующий на равных с другими элемент мироздания.
Оттого так свободны и непредсказуемы у Григория Аркадьевича переходы от проблем геологии к вопросам художественной культуры.
ТОЛЬКО ЗА МЕСЯЦ В МОСКВЕ СОБРАЛИ БОЛЕЕ 50 РАБОТ
- Художественная культура несет в себе живую связь и преемственность поколений, помогает человеку ощутить родство со своим народом, его историей и надеждой на будущее, положить в основу любой практической деятельности высокие нравственные идеалы, - говорит Григорий Аркадьевич. - Идеей открыть в Карабахе музей я загорелся давно, но вот уже почти год мы пытаемся реализовать эту задачу. С чего мы начали? Суть этой идеи - создание музея, который способствовал бы просвещению народа, знакомил бы его с прекрасными работами, воспевающими красоту, воспитывающими миролюбие в людях, - была доведена нами до президента Бако Саакяна. Руководство страны отреагировало сразу и благожелательно, гарантировав выделение помещения для музея. Затем в 5-м номере "Арагаста" мы опубликовали письмо-обращение к соотечественникам с инициативой создания на территории НКР не просто картинной галереи, а действительно солидной государственной коллекции живописных, графических и скульптурных работ как армянских художников, так и творцов из разных стран мира, желающих преподнести свои произведения в дар мужественному народу Карабаха.
Только в Москве за один месяц активной работы мы собрали более 50 работ 35 авторов. Причем на первом этапе у меня было желание собрать работы не только армянских авторов, которые, естественно, считают необходимым откликнуться. Поэтому у нас появились работы русских художников, есть полотна французских, греческих, американских, эфиопских авторов, среди них есть известные имена. Среди дарителей много русских имен. Так, например, известный меценат и коллекционер Евгений Попов передал нам семь американских произведений и две сарьяновские. Кстати, в будущей экспозиции на специальных табличках будут указаны не только имена авторов произведений, но и их дарителей. Создана специальная комиссия, которая определит ценность дарения, подберет работы для фонда, а впоследствии - определит место и форму подачи конкретного произведения в Картинной галерее.
В самом начале нашу идею горячо поддержал и способствовал ее осмыслению известный коллекционер и художник, основатель галереи Uno Credo Валентин Багирянц, пообещавший передать открывающемуся музею десяток значительных работ из своей личной коллекции. Быстро отреагировали и армянские художники, творчество которых журнал "Арагаст" уже представлял на своих страницах: Юрий Григорян, Нерсес Ерицян, Сергей Сарумян, Сергей Авакян (Москва), Нарине Золян, Спартак Арутюнян, который уже передал официальным лицам НКР работы "Детство", "За водой к роднику", "Осень", "Хлеб", "Пилигрим".
Дарение художником картины - это непростой вопрос. Но армянские художники откликаются охотно. Например, когда мы приехали в Армению весной этого года, художник Бабаян подарил будущему музею не только несколько своих работ, но и организовал встречу с другими художниками. За один день у нас появилось 12 работ (7 живописных и 5 графических). Все это говорит о том, что мы на правильном пути. Ждем и от других армянских художников и коллекционеров из разных стран такого же оперативного и заинтересованного отклика. У вас может возникнуть вопрос: а можно ли в наше сложное время создавать музей?
МОЖНО НАЙТИ СОКРОВИЩА В САМЫХ ОТДАЛЕННЫХ ОТ ЦЕНТРА ГОРОДКАХ
- Григорий Аркадьевич, подобный вопрос у меня не может возникнуть. Картинная галерея Армении создавалась не в самое благополучное для страны время. У ее истоков стоял истинный подвижник, выдающийся музейщик и искусствовед Рубен Дрампян, имя которого для всех нас священно. Во многом благодаря его усилиям мы являемся обладателями одного из богатейших музеев мира.
- Без культуры не может быть народа. Изобразительное искусство - одна из форм просвещения. Мы не просто собираем работы разных авторов из разных стран: но через эти работы мы хотим познакомить наших зрителей с мировой культурой, проложить гуманитарные мосты. Почему люди, живущие вдали от Еревана, не должны общаться с Прекрасным? Люди все равны, и у всех должны быть одинаковые возможности. В западных странах мы находим изумительные сокровища искусства в самых отдаленных от центра маленьких городах...
- Вы принадлежите к особой породе людей, внесших существенную лепту в тот период, когда шла созидательная работа в народном хозяйстве страны. А как вы восприняли последовавшие в 90-е годы перемены?
- Тяжело было наблюдать, как в период шокирующей приватизации безжалостно растаскивалась и разрушалась мощная экономика державы. Было больно слышать глумливые высказывания о периоде "застоя" особенно от тех, кто впоследствии проявил полную несостоятельность, некомпетентность в руководстве хозяйством страны.
Это время я вспоминаю с горечью, потому что министр СССР усилиями средств массовой информации в то время представлялся в облике врага демократии и прогресса. В сравнении с тем, что происходило потом в правительстве России, нам было тогда невдомек, что мы представляем не только последнее правительство СССР, но и последних его членов, одержимых не корыстью, а честью. Конечно, после ухода с поста министра я не намерен был сидеть сложа руки, создал научно-техническую консультационную фирму по проблемам геологического изучения месторождений нефти и газа. Мы проводим экспертизы, даем заключения. Мои надежды на будущее связаны с размышлениями: как геолог-естествоиспытатель я знаю, что глобальные процессы, происходящие в природе, непрерывны и подчиняются законам целесообразности. Разумно используя эти законы, мы можем достичь необходимого благополучия, если оставаться в гармонии с законами мироздания.
НОВЫЕ СТРОЕНИЯ НЕ ГАРМОНИЧНЫ, КАК ФЛЮС НА КРАСИВОМ ЛИЦЕ
- Григорий Аркадьевич, известно, что вы спонсируете книги, журналы. Расскажите об этой стороне своей деятельности.
- Во-первых, я издатель журнала "Арагаст", которому придаю огромное значение. Мне приходилось также спонсировать выход некоторых книг - "Путешествие в роскошной колеснице" У.Сарояна (перевод А.Оганяна), книгу Майкла Арлена (младшего) и некоторые другие книги. Надо, чтобы русские читатели знали, что делается в Армении и за ее пределами.
- Вы приезжали в Ереван в разные годы. Какой Ереван вам ближе - до 90-х или после?
- До 90-х годов Ереван был очень чистым, гармоничным, ровным. В стиле ощущался почерк великого Таманяна. Он заложил основу столицы, и этот его почерк ощущался везде. Малые формы были великолепными. К каждому памятнику я шел пешком. Их было столько, сколько надо. Совсем не обязательно, чтобы каждый угол украшал памятник. Это как женские украшения: когда много колец на пальцах - это раздражает, даже если каждое кольцо - шедевр. Раньше замечал, что люди кланяются друг другу на большом расстоянии. Это умиляло, создавало своеобразный колорит. Сейчас по улицам идут толпы в одинаковых черных одеждах. Какие-то неопрятные мальчики двигаются стаями. Раньше таких толп, перемещающихся в одном направлении, не видел. Еще удивляет какая-то неустроенность, недоделанность. Остается ощущение, что все создано на короткий срок. Сегодня, мол, некогда, доделаем завтра. А это "завтра" длится годами. Пусть новые строения выше, красивее, но они негармоничны, словно флюс на красивом лице. Нет ансамбля. Естественно, Ереван должен был измениться, он не мог оставаться таким, каким был в 30-50-е годы. Но нельзя было менять облик города, нарушая гармонию, ансамблевость. Я не хочу никого обижать, высказываю свое частное мнение. Много ведь талантливых людей, которые знают, что хорошо и что плохо...
Наталия ГОМЦЯН, "Голос Армении"