Праздник
В «древнем» Азербайджане все исторические даты неразрывно связаны с личностью бывшего первого секретаря Азербайджанской ССР, бывшего (ныне покойного) президента этого государственного образования Гейдара Али-Рзаевича Алиева.
15 июня этого года весь Азербайджан с ликованием отмечал двадцатилетие «второго пришествия» Гейдара Алиева, которое считается «Денем национального спасения». В этот день 20 лет назад Гейдар Алиев вернулся из Нахиджевана и стал председателем Верховного совета Азербайджанской республики, фактически сконцентрировав в своих руках основную государственную власть. Это позволило ему уже в октябре стать третьим президентом Азербайджанской республики, выслав в Нахиджеван второго президента – запойного пьяницу, воинствующего националиста Абульфаза Алиева по прозвищу Эльчибей (посланник народа).
Все остальные знаменательные даты Азербайджанской республики меркнут перед сиянием для 15 июня. И тем не менее…
3 августа 2013 года все мало-мальски значимые СМИ Азербайджанской республики выдали в своих лентах новость, прочитав которую, могу поспорить, большая часть закавказских турок не нашла для себя ничего интересного.
В селении Нидж Габалинского района государственный комитет по работе с религиозными структурами Азербайджанской республики собрал немногочисленных удин, проживающих на этой территории для очередной антиармянской акции, которую обозвали «10-летним юбилеем со дня возрождения Албано-Удинской церкви и 1700-летним юбилеем со дня принятия Кавказской Албанией христианства в качестве государственной религии» [1].
.
«Возрождение»
Итак, через 10 лет и 1 месяц после возвращения Гейдара Алиева к власти в Азербайджанской республике, начался процесс «возрождения» некой Албано-Удинской церкви.
К сожалению, кроме азербайджанских источников, нигде в мире больше нет упоминания о такой церкви. Лоббистом и «возрождателем» этой никогда не существовавшей в истории церкви является гражданин Азербайджанской республики Роберт Мобили, к личности которого мы еще вернемся.
Что же «возрождает» Роберт Мобили под неусыпным контролем государственного комитета по работе с религиозными структурами Азербайджанской республики?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала обратим внимание на фрагменты текстов, появившихся в новостных лентах азербайджанских агентств.
Агентство Тренд пишет: «Сохранение Албано-удинской церкви является приоритетным вопросом для правительства Азербайджана – Госкомитет» [1]. Этот текст сопровождается картинкой, на которой изображение церкви
Агентство vesti.az пишет: «В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ОТМЕЧАЕТСЯ 1700-ЛЕТИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИЕЙ»
Этот текст сопровождается другой картинкой, на которой также присутствует изображение церкви.
Статью азербайджанских новостных агентств перепечатывает информационное агентство Федеральной лезгинской национально-культурной автономии: «В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ОТМЕЧАЕТСЯ 1700-ЛЕТИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИЕЙ»
Текст сопровождается картинкой, повторяющей картинку, опубликованную в издании trend.az
.
Мелкое воровство
Что же за церковь возрождают азербайджанцы и подпевающие им лезгины и удины? На всех трех картинках изображен один и тот же объект, расположенный в историческом армянском регионе Сюник, основанный в конце IX, начале X веков князьями Сюника Ашотом, Гегаркуника Супаном II и Балка Дзагиком – монастырский комплекс Татев. На снятых с разных ракурсов фотографиях ясно различим главный храм монастырского комплекса Церковь Святых Погоса и Петроса (Петра и Павла) и надвратная церковь Сурб Аствацацин.
Как же попал храмовый комплекс монастыря Татев в текст азербайджанских новостных агентств?
Очень просто! Так же как и текст новости – был централизовано разослан из прохладных кондиционированных офисов государственного комитета по работе с религиозными структурами Азербайджанской республики, сотрудники которого никогда в жизни не были в селении Нидж и не видели «албанскую церковь» Джотари.
Вы удивлены?
.
Ограбление веков
Говоря о древнейшей нации и древнем Азербайджане, историки этой страны умалчивают о том, что Азербайджанская республика была создана на штыках турецкого армейского корпуса Нури-паши в начале XX века, а сама национальность «азербайджанец», костяком которой стали закавказские татары, появилась с легкой руки товарища Сталина лишь в конце 20-х годов. И еще долго новообращенные «азербайджанцы» именовали сами себя просто мусульманами.
Но нужно закреплять свое право на захваченные турецкой армией или подаренные большевиками территории. Поэтому работают не покладая рук историки Азербайджанской республики.
Одним из самых эффективных способов доказать свою древность является приватизация наследия автохтонных народов. Тюрки всегда славились умением приспособить под себя историю и культуру порабощенных народов. Достаточно взглянуть на территорию современной Турецкой республики, чтобы увидеть как целые монастырские комплексы православной Византии и апостольской Армении превращаются в заурядные мечети и молельные дома для отуреченных национальных меньшинств. Для того, чтобы величественный православный храм стал мечетью много умения не нужно – достаточно пристроить по периметру минареты и посадить на них муэдзина, который бы созывал правоверных на намаз.
Именно так выглядит конец древнейшей и богатейшей истории автохтонных народов, ликвидированных тюрками.
.
Бакинский вор
Таким «павликом морозовым» в удинской семье стал Роберт Мобили, незадорого продающий древнейшую историю собственного народа, могилы своих предков и веру – закавказским туркам.
Итак, читаем слова Роберта Мобили, сказанные им на праздновании 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии Кавказской Албанией.
Если верить интернет-порталу vesti.az Роберт Мобили сказал [2]:
«Исторической родиной удин является Азербайджан. Удины - один из первых этносов, принявших христианство на Кавказе. Албанский царь в 313 году объявил христианство официальной государственной религией. После чего на территории Азербайджана начало формироваться христианство».
Вы что-нибудь поняли?
Я – нет!
Причина очень простая, азербайджанские фальсификаторы перепутали все на свете.
Может ли быть Азербайджан исторической родиной удин (а удины - это одно из племен Кавказской Албании), если само название «Азербайджан» появилось с приходом к власти в Советской России большевиков?
Ответ очевиден, конечно же нет! Исторической родиной удин может быть Кавказ, может быть Закавказье (хотя и это понятие появилось сравнительно недавно), но никак не придуманное большевиками название «Азербайджан».
Единственная полуправда во всем тексте это факт крещения царем Урнайром Кавказской Албании в 313 году.
Ведь царь Урнайр с войском пришли в Армению и крестились именно там, о чем существует множество свидетельств.
Но эта информация невыгодна бакинским фальсификаторам, поэтому она и была изъята из азербайджанской истории.
.
Прогресс
Азербайджанские фальсификаторы изъяли из истории автохтонных народов, населяющих территорию современной Азербайджанской республики, все ссылки на факт взаимодействия между ними и армянами в прошлом. В речи удинских, лезгинских, аварских и талышских деятелей делают идеологически (но не исторически) верные вставки. Например, очередной бред прикормленного властью удина Роберта Мобили:
«Армяне хотели уничтожить все, что было связано с албанами-удинами, и все, что напоминало им о не принадлежности этого народа к армянам, раздражало последних»
Ясно, что по старой привычке во всех бедах Азербайджанской республики виноваты армяне.
При этом ни один удино-азербайджанский «мобили» ни когда не был в богатейших запасниках Матенадарана, не изучил ни одного листка древних рукописей, в которых четко прослеживается историческая общность Агванского (Албанского) католикосата и Армянской Апостольской Церкви.
Но прогресс налицо. Раньше азербайджанские фальсификаторы активно продвигали тему «самой древней церкви» в селении Нидж. Якобы удины (как правопреемники древних албан) приняли христианство еще при земной жизни Спасителя в I веке.
Эту фальсификацию, подброшенную из высоких кабинетов Баку, радостно подхватили лезгинские деятели, считающие себя историками лезгинского народа.
В ответ на этот грубый подлог на страницах информационного центра «Еркрамас» была опубликована статья «Христианство на службе кочевников или кто фальсифицирует историю» [3].
В этой статье мы подробно остановились на теме распространения христианства в регионе Армянского нагорья, Малой Азии и Кавказа.
Мы говорили о том, что первым государством, принявшим христианство в качестве государственной религии стало армянское царство Осроена со столицей в городе Эдесса, принявшее крещение из рук Святого Фаддея. А Святой Елисей – ученик Фаддея пришел в Кавказскую Албанию лишь после мученической гибели своего учителя и уничтожения язычниками всех христиан в Осроене.
.
Новое веяние
В государственном комитете по работе с религиозными структурами Азербайджанской республики не отчаиваются. Идет процесс непрерывного поиска исторической платформы для обеспечения доказательной базы по формуле «удины, лезгины, талыши – автохтоны древнего Азербайджана» и как рыбы прилипалы, следуя этой формуле движутся в будущее закавказские турки, которых во времена расцвета культуры кавказских албан в регионе попросту не существовало.
Видимо указанная выше формула принята как единственная и генеральная. Выдвигавшиеся ранее претензии тюрок на шумерскую цивилизацию пока не находят твердой почвы. Проблема в том, что потомков древних шумер не существует и некому, наподобие удина-перевертыша Роберта Мобили, недорого продать свою историю тюркам.
Напомню, в ходе раскопок на территории монастыря Святой Екатерина на Синае, были найдены некие древние тексты. Тексты окаменели и для их изучения пришлось использовать самые современные технологии. Одним из участников этого проекта был грузинский ученый-историк Заза Алексидзе.
В ходе расшифровки текстов команда исследователей сделал ряд интересных открытий.
Сам профессор Алексидзе так описывает найденные памплисесты [4]
«Особенно большой международный интерес могут вызвать обнаруженные в новой коллекции палимпсесты. Нижний текст рукописей Х века является грузинским, встречаются и случаи трехслойного текста греческим, сирийским, коптским и, в редких случаях, армянским.
…две рукописи N/Sin-13 и 55), нижний текст которых выполнен классическим унциальным письмом, но непонятно, на каком языке и какими письменами. Графемы похожи и на грузинский, и на армянский алфавит, но не являются ни одним из них. А таковым может быть только утраченное на сегодняшний день письмо кавказской Албании. Подобная информация относительно названных рукописей ровно год назад была представлена мною Президиуму Академии Наук Грузии в отчете о работе второй экспедиции на Синае».
Большой ученый и историк, арменолог и лингвист Заза Алексидзе даже представить себе не мог той радости, которую эта его фраза вызвала в Баку. Фальсификаторы от истории быстро опустили за скобки предположение профессора «может быть» и назначили памплисесты письменностью кавказских албанов, а следовательно «азербайджанцев». Как же иначе, если сам «ископаемый албан» – удин Роберт Мобили, с трибуны «Международной» конферепнции «Удины: вчера, сегодня и завтра» громко вещает:
«Семена христианства впервые посеяны на древней азербайджанской земле еще в первом веке»
«результат исторических импульсов великого Албанского наследия, пронесенного сквозь века и сохранившегося в генах этого древнего народа, и веление времени, дающего удинам шанс определить и сохранить свою нишу в модели этно-культурного пространства исторической родины Азербайджана»
И в самом конце доклада проскальзывает главная цель удина-перевертыша и его бакинских кураторов
«кто знает может быть нам посчастливиться приехать на удинскую конференцию, организованную нами в самой колыбели Албанской Церкви – Ганзасаре»
.
Продажа истории
На этой земле живет еще один удин-перевертыш. Зовут этого персонажа Рафик Данакари. Данный экземпляр называет себя не иначе чем «духовным руководителем удино-албанской церкви». Такой титул вызывает удивленную реакцию всех, кто разбирается в церковной иерархии.
Видимо в Баку – в комитете по работе с религиозными структурами Азербайджанской республики так и не смогли придумать подходящий титул человеку, который по замыслу, должен был возглавить Албано-Удинскую (или наоборот) церковь. Не патриархом же его величать!
Пусть будет «духовным руководителем». Эта должность является хорошим трамплином для дальнейшего прыжка в католикосы.
Строго говоря, граждан с фамилией Данакари трое. Один по имени Ричард руководит удинской общиной города Волгограда (это его слова любят цитировать азербайджанские СМИ) [5]:
«Я хочу, чтобы Албанская Гандзасарская церковь, которая присвоена армянами, была бы восстановлена и чтобы служба там шла на албанском языке»
второй – Рафик Данакари, как мы уже упомянули, «окормляет» паству в Азербайджанской республике, третий – Олег там же руководит удинским культурным центром.
Семейный подряд.
Не далее как 14 мая этого года он встречал в селении Нидж посла США в Азербайджанской республике Ричарда Морнингстара [6].
Гражданин Данакари не зря лично встречал посла США.
Сегодня в Азербайджанской республике реализуется проект создания субстанции под названием «Албанская Апостольская автокефальная церковь». Отсюда и вся эта щенячья радость бакинских пропагандистов по поводу нахождения на Синае памплисестов с ВОЗМОЖНО албанскими текстами.
Никого в бездуховной Азербайджанской республике не интересует тот факт, что Албанской автокефальной церкви в природе не существовало. В этой стране «рисуют» все – от истории древних «азербайджанцев», до истории «автокефальной церкви».
Вот что говорит директор отдела религиозной экспертизы, по связям с общественностью и аналитического анализа Госкомитета Азербайджана по работе с религиозными образованиями (оцените титул!) Агиль Ширинов [7]:
«Усилиями государства мировая общественность уже достаточно информирована о том, что Албанская церковь принадлежит Азербайджану и ее представители проживают именно на территории нашей страны»
Понятно?
По итогам встречи, якобы, было получено благословение патриарха на осуществление службы в церкви поселка Нидж.
Пользуясь древнейшим албанским культурным пластом на своей территории, Азербайджанская власть создает плацдарм для удара по армянам с неожиданной стороны – со стороны Церкви.
Отсюда и все эти заявления Ильхама Алиева о том, что Армения создана на исторических азербайджанских землях. Идет масштабная подготовка к культурно-историческому вторжению на нашу территорию новых орд кочевников, в голове колонны которых идут несчастные автохтонные народы, проживающие в Азербайджанской республике.
.
Неавактокефальная автокефалия
Что касается албанской автокефальной церкви, то ее действительно не существовало в природе.
Фальсификаторы упирают на то, что в 1836 году царь Николай упразднил «албанскую церковь», переподчинив все ее приходы «Эчмиадзинской Церкви» [8].
На самом деле, упразднялся Агванский католикосат ААЦ, имущество которого передавалось Эчмиадзинскому католикосату ААЦ. Но фальсификаторов это мало интересует.
Автокефалии (независимости) агванского (албанского) католикосата никогда в истории не существовало кроме короткого периода, когда католикос агванский (албанский) Нерсес, пользуясь слабостью Святого престола и Католикоса Всех Армян, восстал и решил «уйти под Константинополь». Нерсеса силой оружия успокоили собственные албанские дворяне, иных поползновений к получению автокефалии у Албанской церкви не было ни когда.
Почему?
Потому что не знали албаны и армяне, населявшие этот регион, что через несколько веков прикочуют в этот регион тюрки и будут рассматривать исторические артефакты албанов и армян, как свои собственные. А те, что не вписываются в эти рамки, например кладбище в Джульфе, уничтожат.
Удины-перевертыши в лице Рафика Даракари, в силу своего зависимого положения от власти в Баку, не знают, что был I Никейский Собор в Константинополе, на котором Армянская Церковь вместе с албанами, Абхазская Церковь, Сирийская Церковь и Ассирийская Церковь признавали главенство Антиохии. И все решения принимаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО Антиохией (не армянами, не иерусалимскими арабами-христианами), правда после Поместного Собора церкви.
А кто будет собирать Поместный Собор, если у удин кроме Ильхама Алиева и Аллахшукюрпашазаде ни кого авторитетнее нет?
Удин-перевертыш Роберт Мобили говорит:
«для возрождения этой церкви (Албанской апостольской автокефальной - Л.А.) в будущем в Азербайджане необходима дополнительная поддержка»
Оставим за скобками очередную просьбу денег от кураторов из Баку.
Что же хочет возрождать Роберт Мобили?
Для того, чтобы создать новую церковь (а это будет трактоваться именно так) необходимо сделать несколько вещей
- Обратиться в Антиохию с просьбой рукоположить в сан Рафика Даракари, например.
- Тот соберет Поместный Собор.
- Поместный Собор обратится к Патриарху с просьбой предоставить Албанской Церкви автокефалию.
- Патриарх (или соберет Собор или нет) в начале даст пару лет на изучение темы, а потом может быть согласится на предоставление автокефалии при двух непременных условиях:
1. Наличие паствы.
2. Невозможность окормления паствы Армянской церковью.
Второй пункт исполняется. Дело за первым. Если паства есть – создать церковь можно. Для этого достаточно икры и нефти.
Весь вопрос в том, возрождать собираются Албанскую Церковь или создавать нечто новое?
Если возрождать, то каноны у нее абсолютно не отличимые от Армянской Апостольской Церкви. Как закавказские турки это переживут? Не представляю! Ибо священников такого направления не готовят нигде, кроме как в Святом Первопрестольном Эчмиадзине.
Безусловно, в Баку не собираются создавать новую церковь на своей территории. Тему раскачивают для того, чтобы сохранить в своей сфере лезгинскую, и следующую в ее фарватере, удинскую общины. Второй момент это стравливание удин, лезгин и армян на почве дележа так называемого «культурного наследия» кавказских албанов. И, наконец, третье, эксплуатация албанского культурного наследия, как наследия «древнего Азербайджна».
Закончить статью хотелось бы словами посла США в Азербайджанской республике Ричарда Морнингстара:
«государственно-религиозные отношения в Азербайджане регулируются в соответствии с демократическими принципами и международными правовыми нормами, обеспечивается свобода вероисповедания каждого»
Если вы, господин посол, не боитесь Бога, то Аминь!
.
Лаврентий Амшенци, ИЦ «Еркрамас»
.
.
[1] http://www.trend.az/news/society/2176655.html
[2] http://www.vesti.az/news/168229
[3] http://www.yerkramas.org/2012/10/17/xristianstvo-na-sluzhbe-kochevnikov-ili-kto-falsificiruet-istoriyu/
[4] http://armazi.uni-frankfurt.de/sinai/alban3.htm
[5] http://erevangala500.com/?direct=news_page&id=56
[6] http://cp.1news.az/society/20130514100258712.html
[7] http://1news.az/society/din/20130803115044564.html
[8] http://www.rizvanhuseynov.com/2012/02/blog-post_29.html