«Какой я украинский националист? Я просто гений» - скромно говорит герой этой картины. И в Одессе только что это подтвердили. «Золотой Дюк» за «Лучший украинский полнометражный фильм» был вручен режиссерам ленты «Параджанов» Сержу Аведикяну и Олене Фетисовой.
Гениального режиссера сыграл сам Аведикян – актер и режиссер армянского происхождения, живущий во Франции. Его жену, красавицу и умницу Ларису – российская актриса Юлия Пересильд. Картина получилась вовсе не байопиком, как поспешили заявить некоторые критики, а лаконичным и сильным высказыванием о наиболее драматичных моментах жизни гения. Мы видим события 1960-х годов, когда Параджанов начинает снимать «Тени забытых предков». Герою, влюбленному в свою жену, противостоят тупые чиновники и гэбисты, которые, в конце концов, с помощью вранья и подлогов, запрятывают непокорного художника в тюрьму.
Серж Аведикян, кстати, весьма похожий в гриме на Параджанова, рисует его образ смачными, но деликатными красками. Появятся в картине и зэки, и Марчелло Мастрояни – в непридуманной сцене визита высокопоставленных чиновников в тбилисскую квартиру мастера. Мы оценим тонкую самоиронию мастера – в углу позолоченный пионер будет регулярно дуть в горн и восклицать: «Параджанов – гений!» Все, как было на самом деле… Почти все… Потому что Параджанов – это уже миф. Легенда. Как сказали бы сегодня – брэнд. И фильм, конечно, не документ, а версия художников о своем гениальном коллеге.
Корреспондент газеты «Вечерняя Москва» поинтересовался у Сержа Аведикяна, как он оказался в проекте.
- Сначала я был приглашен в этот фильм как актер, – говорит Аведикян. – Но когда режиссер Роман Балаян отказался снимать картину, меня попросили его заменить. Я не сразу решился, потому что проект был не только трудным, но и опасным… Как подступиться к такой теме?
- Что же вас подвигло согласиться?
Я согласился встать за камеру, когда понял что смогу сыграть роль режиссера в реальной жизни. Итак, с одной стороны я был режиссером по имени Параджанов. Но я также был и режиссером фильма «Параджанов». Я не играл его в общепринятом смысле, я был вовлечен коллегами в необычайную атмосферу мира Параджанова. Как режиссер, как человек – а не только, как артист. Одно помогало другому.
- Как вам сотрудничество с Оленой Фетисовой?
- Мой сорежиссер Олена писала сценарий, опираясь на письма и интервью художника советской эпохи, борца за свободу. Но когда мы начали работать вместе, она поняла что этого недостаточно, необходим свежий новый взгляд, а не простое следование известным фактам. У нее классический документальный подход, и мне пришлось нелегко пытаясь продираться сквозь факты. Мы ведь не создавали кино, основанное только на фактах, это должно быть нечто другое, если говорить о терминах художественного языка и стиля.
- Что оказалось самым трудным?
- Главная проблема была – найти баланс между объективной реальностью и субъективным подходом. И я думаю, что мы с этим справились. Окончательный результат говорит, что мы во создали характер, который не имитирует Параджанова, но очень близок к нему. Не в физическом смысле, не потому что гримеры сделали меня очень на него похожим. А в метафизическом. Речь о его духе. Поведении. Образе мыслей. И наиболее важно то, что это все накладывало массу ограничений в работе над ролью.
- У каждого из нас свой Параджанов… Вы играли свое представление?
- Понимаете, каждый ждет, что Параджанов будет таким, каким он был иногда на сцене, когда на него смотрели – театральным, смешным, играющим в жизнь, щедрым. Но очень мало людей знали его иным в те времена, когда он в одиночестве мастерил свои уникальные коллажи. Только избранные друзья. Я работал именно над тем, чтобы показать его разным. И думаю, мне это удалось. Публика увидит такого Параджанова, какого не ожидала, не представляла себе.
- Не давил груз ответственности? Играть гения не каждый решится…
- С самого начала я почувствовал свободу от всякой ответственности. А она была велика – и актерская, и режиссерская. Да, я рисковал. Если бы я имитировал Параджанова, я бы провалился. Но я хотел просто приблизиться к Параджанову, которого я знал. Конечно, мы с ним разные, у нас разные взгляды на многие вещи. Но это не важно. Важно то, что внутри личности.
И еще одну вещь нам удалось открыть. То, что это характер, по сути, трагический – до съемок я это не понимал. Только внешне, поверхностно казалось, что он постоянно дурачится, старается разыгрывать всех вокруг, шутить…А на самом деле это была очень трагическая личность..
www.tert.am