Одним из основных вызовов, с которым столкнулась постсоветская Россия, является террористическая деятельность окопавшихся на Кавказе исламских бандитских группировок, представляющих различные организации международного исламского экстремизма.
Проблема эта родилась еще в лихие девяностые прошлого века, и сил на ее нейтрализацию было потрачено немало. Тем не менее, трудно не заметить, что исламский экстремизм и терроризм на Кавказе структурируется, и до определенной степени уйдя в подполье, продолжает жить и развиваться.
В данной статье мы воздержимся от попыток рассмотрения генезиса и сущности исламского экстремизма и терроризма, все это достаточно хорошо известно. Нас более интересует другой аспект проблемы: идеологическая и материальная поддержка, которой щедро снабжаются террористы. А также пути их проникновения в пределы Российской Федерации.
Основным и практически единственным транзитным государством, через территорию которого поставляются в Россию финансовые средства и радикальная исламская литература, является Азербайджанская республика, с которой у России существует безвизовый режим. Данный факт демонстрации взаимных доверительных отношений между двумя членами СНГ, эксплуатируется радикальными исламистскими структурами, функционирующими по обе стороны границы, для радикализации верующих мусульман. При этом так называемый традиционный ислам не только не препятствует этому явлению, но и в ряде случае является активным, пусть даже и внешне скрытым, проводником радикализма.
Приведем два, подтверждающих сказанное, примера. В интервью, данном ИА РЕГНУМ муфтием Республики Северная Осетия-Алания Али-хаджи Евтеевым, последний открыто гордится тем, что является учеником и последователем уничтоженных спецслужбами России террористов. «Анзор Астемиров, Муса Мукожев - это были мои учителя, я к ним ездил с вопросами», - откровенничает муфтий. Вообще, все интервью Али-хаджи Евтеева пронизано духом экстремистского ислама.
Другой пример. В конце февраля текущего года сотрудниками ФСБ России провели проверку сеть магазинов «Сунна», торгующих религиозной литературой в Дагестанской республике. В ходе проверок из продажи было изъято большое количество литературы, пропагандирующей радикальный ваххабизм. Отмечалось, что за последние два года в Дагестане минимум в 10 раз увеличилось число заведений, торгующих религиозной литературой. Интересно, что магазины «Сунна» являются собственностью шейх уль-ислама Азербайджанской республики Аллах Шукюру Пашаза-заде, совместившему бизнес с пропагандой терроризма. Интересно также, что распространяющий ваххабитскую литературу высокопоставленный религиозный чиновник является главой шиитов Азербайджана (ваххабизм, или салафизм, является ультрарадикальным течением в суннитском исламе). Наконец, стоит обратить внимание на то, что именно в последние два года Дагестан превратился в одну из наиболее «горячих» точек на территории России.
Как это начиналось?
Первым руководителем Азербайджана, обратившимся к «услугам» исламских террористов, явился Гейдар Алиев, президент (1993-2003) и отец нынешнего президента этой республики. В стремлении одержать победу в агрессии против Нагорно-Карабахской Республики, Г. Алиев фактически сделал ставку на террористов. Им были приглашены/наняты свыше трех тысяч моджахедов из Афганистана, сторонников лидера террористической организации «Хизб-и-Ислами» Гульбеддина Хекматияра, в начале 2007 года сообщившего журналистам пакистанского телевидения, что именно его боевики спасли в 2001 году от американских войск Усаму бен Ладена и его ближайшего помощника Аймана аз-Завахири. При Г. Алиеве же в Азербайджан, «на войну с неверными», прибыли получившие затем в мире широкую известность террористы и душегубы: Хаттаб, Ш. Басаев, Доку Умаров, Салман Радуев и другие. Немало было также и наемников из арабских стран, Турции, некоторых государств СНГ. В то время опыт Г. Алиева не удался: террористы, привыкшие «воевать» против мирного населения, в открытом бою ничем не выделились. Однако им удалось создать псевдоподпольные религиозные ячейки, большая часть из которых не только функционирует по сей день на территории Азербайджана, но и оказывает активную преступную помощь единомышленникам на Кавказе.
Несмотря на то, что руководство НКР многократно обращалось к мировому сообществу с предложением обратить внимание на террористическую деятельность официального Баку, об Азербайджане, как о государстве-пособнике исламского терроризма, в мире впервые заговорили в конце девяностых годов прошлого века. Поводом для этого послужили трагические события, когда в начале августа 1998 года были взорваны американские посольства в Танзании и Кении. Тогда, в ходе расследования, было выяснено, что факсимильное сообщение с приказом о взрыве американского посольства в Кении был отправлен именно из Азербайджана (Терактом против посольства США в Кении руководили из Баку. – Азербайджанская газета «Эхо», 18 августа 2001г.).
В результате деятельности американских спецслужб в Азербайджане были арестованы шеф отдела военных операций террористической организации «Исламский джихад» Ахмед Салам Мабрук, а через некоторое время еще два активиста этой группировки – Хафис Мабрук и Ясир аль-Сирри. Было также доказано, что в Азербайджане окопалась одна из наиболее кровожадных исламских террористических группировок: «Джейшуллах», включенная Госдепартаментом США в список 39 наиболее опасных экстремистских группировок мира.
Тогда же арестованный ФБР за организацию взрывов посольств США, член Аль-Каеды Ахмед эль Фадл, показал на допросе, что его организация начала свою деятельность в Азербайджане. Вскоре в Европе был арестован Ибрагим Эйдарус, руководитель азербайджанского отделения Аль-Каеды, принимавший непосредственное участие в организации взрыва посольств США.
Вашингтон включил Азербайджан в список государств, в которых функционируют ячейки «Аль-Каеды». К неблагонадежным в террористическом отношении государствам, в которых существуют центры по подготовке международных террористов, причислила Азербайджан и Канада, рекомендовавшая своим консульским учреждениям при выдаче виз на въезд в страну уделять особое внимание гражданам Азербайджанской республики, а также «тем, кто хотя бы раз там бывал». В октябре 2002 года МИД Великобритании официально причислило Азербайджан к государствам, в которых активно действуют террористические организации, угрожающие безопасности и жизни иностранцев. Официальный Лондон рекомендовал своим гражданам не ездить в Азербайджан, так как «угроза террористических нападений на иностранцев там весьма высока».
Симптоматично, что за день до терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года, Исследовательская служба Конгресса США опубликовала специальный документ о деятельности Усамы Бен Ладена и «Аль-Каеды» на территории Азербайджана. Документ этот был составлен на основе расследования по терактам против американских посольств в столицах Кении и Танзании. Тогда же было выявлено, что лидер «Аль Каеды» Усама бен Ладен накануне терактов свыше 60 раз звонил в Азербайджан.
Наконец, примерно в то же время В. Путин предъявлял Гейдару Алиеву претензии в том, что члены исламских террористических организаций, разрабатывающие и совершающие теракты на территории России, более чем вольготно чувствуют себя в Азербайджане. В то время даже серьезно стоял вопрос введения визового режима между Россией и Азербайджаном.
Как это происходит?
В первых числах мая текущего года на таможенном посту «Яраг-Казмалар» в Дагестане, у гражданина Азербайджана, следующего автобусом из Баку в Россию, было изъято более 14 кг соляной кислоты в ампулах и 3 кг азотнокислой ртути. Азербайджанская пресса «предусмотрительно» объявила данный груз «токсичными веществами». Между тем, как соляная кислота, так и азотнокислая ртуть широко используются террористами при изготовлении взрывчатых веществ (способы изготовления взрывчатых веществ из этих химических соединений указаны даже в интернете). И то, что преступник ввозил в Россию оба этих химических соединения одновременно, указывает именно на его террористические планы.
9 мая в Дербенте были уничтожены 2 террориста, один из которых, Садулла Пирогланов, оказался гражданином Азербайджана. Оба убитых боевика обвинялись в совершении теракта 7 мая на Дербентском автовокзале. Как рассказал журналистам начальник Управления ФСБ России по Дагестану Вячеслав Шаньшин: «В доме боевиков во время осмотра были найдены компоненты самодельных взрывных устройств (СВУ), идентичные тем, части и фрагменты которых были найдены после теракта на вокзале Дербента. По данным силовиков, один из убитых непосредственно собирал СВУ, а другой должен был доставлять их на место теракта». А из чего, в том числе, собираются СВУ, нам уже известно, как и то, откуда доставляются необходимые для создания «адской машинки» компоненты.
В 2006 году шеф МНБ Азербайджана Эльдар Махмудов признался в интервью по поводу 87-летия азербайджанских спецслужб: «планы ныне нейтрализованной группы «Аль-Каида Кавказ» по рекрутированию азербайджанских девушек в отряд смертниц стала для нас самым худшим открытием за последние годы». Интересно, что в том же году, выступая на открытии в Баку 33 сессии министров иностранных дел стран Организации Исламской конференции (ОИК), президент Азербайджана И. Алиев заявил: «Исламские страны не должны мириться с тем, что иногда ислам идентифицируют с терроризмом, и объединить усилия по борьбе с такими тенденциями».
С тех пор прошло 4 года, и сегодня экс-заместитель министра МНБ Азербайджана Сульхаддин Акпер, комментируя газете «Эхо» сообщение об убийстве террориста, гражданина Азербайджана, говорит: «В Азербайджане уже сегодня существуют и действуют радикальные (исламские. – Л.М.-Ш) организации, вербующие в свои ряды молодых людей». Далее он сообщает: «И если сравнить ситуацию с 1992-1993 годами, то сегодня возможности радикальных (исламских. – Л.М.-Ш.) религиозных структур в Азербайджане возросли, просто пока они не афишируют себя».
В стремлении представить собственную деятельность на посту ответственного работника МНБ, лукавят и Эльдар Махмудов, и Сульхаддин Акпер. В Азербайджане по сей день, и с гораздо большей интенсивностью, готовятся смертницы для проведения терактов в России, а радикальные организации, вербующие молодых парней, существуют в Азербайджане далеко не «уже сегодня», как это пытается преподнести С. Акпер.
Юлия Юзик, автор книги «Невесты Аллаха» и признанный специалист по проблеме смертниц-террористок, пишет в своей книге: «Баку, Азербайджан – центр всего. Ваххабизма, идейной подготовки чеченских смертниц, финансирования терактов из-за рубежа. Это я знаю от людей, с которыми общалась в течение всего года, – самых разных людей, и с "той", и с "этой" стороны». В самом деле, достоверно установлено, что террористки-смертницы Зара Муртазалиева и Зулихан Элихаджиева проходили подготовку на территории Азербайджана. И это лишь видимая часть кровавого айсберга!
Из обвинительного заключения по делу Зары Муртазалиевой.
«Зара Муртазалиева, являясь активным членом бандитских формирований, ведущих боевые действия с федеральными силами, пройдя специальную подготовку в лагере террористов-смертников под городом Баку Республики Азербайджан, в сентябре 2003 года прибыла в Москву для организации террористических актов...»
Сохранился личный дневник Зулихан Элихаджиевой, террористки-убийцы, взорвавшей себя и окружающих людей в очереди у касс на рок-фестиваль в Тушино, в котором описывается, как она ездила в Баку со сводным братом Жаге, с которым Зулихан пребывала в преступной любовной связи. Именно в Баку любовник-брат, с помощью других преступников, неких Гасана и Юсуфа, завербовал Зулихан в смертницы-убийцы.
В Азербайджане, в частности, в Карадагском районе Баку, а также в Шекинском и Кубинском районах республики функционируют «молельные дома», в которых проходят психологическую и «техническую» подготовку потенциальные террористки-убийцы. Руководит этой «работой» бывший «эмир» Шалинского района Чечни Кюри Домбаев, объявленный в России в розыск. Общей деятельностью ваххабитских структур в Азербайджане руководит Гамет Сулейманов, «штаб-квартира» которого расположена в Баку, по адресу: улица Исмаила Хидаятзаде, дом 4, квартира 49. В Азербайджане же функционируют 76 мечетей ваххабитского направления, четыре из которых находятся в самом Баку.
В медресе (исламских учебных заведениях) ваххабитского направления Саудовской Аравии, Бахрейна, Пакистана и других государств, учатся свыше четырех тысяч молодых азербайджанцев, более тысячи из которых оказались там по официальным каналам. Первоначальной задачей этой «армии ислама» является отторжение от России Дагестана и провоцирование «национально-освободительной» борьбы в Татарстане и Башкортостане. Дальнейшие цели легко предсказуемы: развалить Россию, как «враждебное исламу» государство.
Между тем, уже несколько лет подряд Комитет по безопасности Государственной Думы России указывает на террористическую деятельность Азербайджана, поддерживающего тесные связи с чеченскими и афганскими террористическими структурами. А уже в 2010 году международная организация по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) включила Азербайджан в ограниченный список государств, финансирующих терроризм. Остается понять, до каких пор политические интересы России будут превалировать над безопасностью собственных граждан и самого государства?
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, информационно-аналитический портал "Voskanapat.info"