Нуне Агбалян - художник, профессор кафедры дизайна Ереванской государственной академии художеств, обаятельная женщина с тонким вкусом, чьи картины-роспись по шелку пленяют всех. Сказочные букеты, цветущие деревья, летающие ангелы, персонажи, пришедшие из восточных сказок и средневековых миниатюр, живут на ее полотнах, прихотливо оплетая друг друга.
Работая на ткани без предварительных эскизов, Нуне наносит на шелк линии, рожденные ее воображением. Но постепенно изображение обрастает новыми деталями, которые диктует уже сама ткань, порой капризная и неподвластная, живущая своей собственной жизнью. Эта своенравность шелка и дает простор фантазии художника, в искусстве ведь все на чуть-чуть, все на грани, как на лезвии бритвы. Изумительные павлиньи перья в душе и пустое пространство ткани, которое надо заполнить цветными сновидениями.
"ТКАНИ ПО-РАЗНОМУ ВБИРАЮТ ЖИДКОСТЬ, КРАСКУ, - говорит Нуне, - одна может забрать больше, другая меньше, да и ложатся они по-разному. Когда ты покрываешь краской поверхность ткани, она собирается в причудливые формы, подсказывая, что делать дальше. Но что ты в ней прочтешь - предсказать заранее невозможно. Очень важен элемент регулируемой случайности, тем более что ткань в процессе двигается, дышит, сквозь нее проходит воздух...".
Фишка ее работ - женщина, множество женских лиц и фигур на одном полотне. Но увидеть их можно только при пристальном рассмотрении. Любительница метаморфоз и сюрпризов, она создает формы, вытекающие одна из другой. С одной стороны большого яблока выглядывает рыба, в другой скрывается попугай. Ей интересно прятать внутри одной фигуры какие-то другие, интересно играть в эти игры, но так, чтобы зритель видел и понимал ее игру. Нуне импровизирует с удовольствием, заполняя свои полотна символами, наделяя каждый образ, каждую деталь интригующей смысловой нагрузкой. Тайна на то и тайна, чтобы не раскрывать ее до конца.
У каждого времени свои заморочки. Молодая пара изучила рынок, общие мировые тенденции, модные тренды и знаменитые бренды. Наметив путь, определилась с партнером, им стал владелец фирмы по производству галстуков, взявшийся печатать работы художницы. Следующим этапом стала регистрация сайта Live and wear - "Живи и носи", на котором помещены напечатанные на шелке, газе, шифоне, крепдешине, атласе росписи Нуне. Я видела в мастерской образцы этих принтов, присланные из США. Завораживающе красивые, они были выполнены не только в колорите картины, но и в разных цветовых гаммах, также предложенных художницей.
ТЕМАТИКА РАБОТ САМАЯ РАЗНАЯ: СЮЖЕТЫ АРМЯНСКИХ МИНИАТЮР, МОРСКИЕ МОТИВЫ, МУЗЫКА и, конечно же, тренды года нынешнего - змеи, улитки, раковины, бабочки... Картины Нуне даже, казалось бы, с такими неприятными существами, как змеи, полны солнца и света, легки и прозрачны. В наш наполненный агрессией век они одаривают нас праздником. Свободная роспись предполагает выраженную декоративность, требует сочетания множества техник и приемов, словом, эксперимента. Одно и то же ей делать не хочется, да и не получается. Художница расписывает и гладкую ткань, и цветную с уже отпечатанным рисунком, но всегда остается собой, ни под кого не подделывается.
Со своими партнерами Нуне никогда не встречалась, общаются по скайпу. Их предложение, хотя и неожиданное, стало для нее осуществлением давней мечты. "Очень важно, когда то, что ты делаешь наедине с собой, оказывается нужным еще кому-то. Испытываешь совершенно другие чувства, видя, что люди приняли твою работу, что она стала частью вещного мира, среды обитания". Эту радость она помнит еще по годам работы в ереванском трикотажном объединении, когда видела на улицах столицы женщин в своих моделях. Нуне была первым в Армении художником, начавшим работать в технике традиционного батика. Если бы в начале 90-х предприятия легкой промышленности не были разрушены, она могла бы создать свой бренд здесь. А пока первые оттиски ее шелковых работ уже начали покорять Нью-Йорк. В августе коллекция будет представлена в модном шоу, которое пройдет в Лас-Вегасе. Нуне и ее американские партнеры не спешат, они хотят, чтобы все было на высоком уровне.
У профессора Ереванской академии художеств Нуне Агбалян полно идей, но чтобы воплотить все, 24 часов в сутки мало. Да и само ее искусство уже давно вышло за пределы выставочного зала. В последние годы она вновь увлеклась текстилем в интерьере, и это дало новый импульс творчеству. Ее панно украшает сегодня интерьер столичной мэрии, а панно из нетканых материалов - префектуру одного из тбилисских районов. Заказ на панно пришел в институт из Грузии - страна тогда была одна на всех, и Нуне - студентку художественного факультета Московского текстильного института - командировали в Тбилиси, где она изучала памятники старого города, впитывала его ауру. Создание панно площадью в 15 метров требовало расчетов, кропотливого, точного исполнения. Но молодая художница успешно справилась с этим заданием, ставшим ее дипломной работой. Образование, полученное в московском вузе, стало тем краеугольным камнем, на котором в дальнейшем выстроилась вся конструкция творчества Агбалян, требующая кроме чисто художественных качеств, вкуса и воображения совершенного знания технологии. "Преподаватели нас гоняли по-черному, вспоминает Нуне, - постановка обучения была замечательной, а жесткий тренинг и железная дисциплина, присущие этому вузу, мобилизовали меня на всю жизнь, определив положительную организацию моего жизненного пространства".
С 1990 ГОДА НУНЕ ПРЕПОДАЕТ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ читает магистрантам курс "Как создать новый бренд". Привезла эту актуальную программу из Парижа - институт Франсез де ла Мод давно обучает по ней своих студентов. "Нас учили, как надо работать, воплощать идею, но как создать бренд и тем более правильно им распорядиться, продать, не учили никогда, - говорит Нуне. - Самой большой ценностью была и будет идея, творческая мысль, но, чтобы воплотить ее в бренд, необходимо знать механизм его создания и уметь с ним работать".
Работы Нуне Агбалян экспонировались в более чем 80 различных выставках, и всюду им сопутствовал успех. Персональные же выставки прошли в Германии, Чехии, США, Франции, Голландии, Бельгии, Канаде, России... Сегодня она думает еще об одной выставке, но необычной, не похожей на все предыдущие. Напечатанные с ее картин шали, шарфы, шарфики, косынки, шейные платки в экспозиции она хочет представить на манекенах. Собирается предложить и различные варианты их использования, ведь этот на первый взгляд простой кусок ткани, не отягощенный изысками кроя, невероятно многофункционален и ...многозначителен. Об этом знали и знаменитые женщины прошлых столетий, ценившие эти аксессуары порой даже больше, чем драгоценности. У жены Наполеона Жозефины было свыше трех тысяч шалей. Диктат моды сегодня однозначен: все эти аксессуары - обязательная деталь в нарядах дня нынешнего. Более того, в наш прагматический век они стали еще и своего рода романтическим талисманом женщины. Эту свою выставку художница планирует назвать "Живопись и печать".
Нора КАНАНОВА, "Голос Армении"